Валентине Матвиенко покажут «настоящий имперский стиль»

В Шереметьевском дворце прошла церемония вручения премии «Музейный Олимп» – единственной в России премии музейного сообщества. Сами музейщики между собой предпочитают называть «Олимп» иначе – «Музейный Оскар». Премия молодая: существует уже второй год. Учредили ее комитет по культуре и Межведомственный музейный совет. В прошлом году звания «Музей года» был удостоен Музей театрального и музыкального искусства, расположенный в Шереметьевском дворце. По правилам премии, именно в музее-победителе происходит вручение «Олимпа» на следующий год. Церемонию в Белом зале Шереметьевского дворца открыла губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Надо сказать, что правительство города прислало на «Олимп» на удивление статусную для культурного события делегацию. Губернатора сопровождали председатель ЗАКСа Вадим Тюльпанов и вице-губернатор Алла Манилова (которая, кстати, возглавляет жюри конкурса). Кроме нее, в жюри входят председатель комитета по культуре Антон Губанков, председатель комиссии ЗАКСа по науке, культуре и образованию Константин Сухенко, Михаил Пиотровский (единый в двух лицах – директор Эрмитажа и президент Союза музеев России) и представители других ведущих музеев города. Открывая церемонию, губернатор говорила о важности музеев и упомянула, что в 2010 году в Петербурге открылись два новых государственных музея – музей Шаляпина и музей стекла – и два частных: «Новый музей» и «Эрарта», что готовится к открытию музей-квартира Иосифа Бродского, готовы новые помещения, в которые переедет из здания Биржи Военно-морской музей. Однако, подчеркнула Валентина Матвиенко, «музеи невозможны без подвижничества. Труд музейщиков нелегкий и, к сожалению, малооплачиваемый. Одной государственной поддержки музеям не хватает, без благотворительности и спонсорской помощи развивать музейное дело непросто». Музейные работники в зале удрученно вздохнули: губернатор задела за больное. Смягчить остроту вопроса постарался председатель комитета по культуре Антон Губанков: в своей ответной речи он поблагодарил Валентину Ивановну за то, что даже в сложной финансовой обстановке последних лет бюджет комитета по культуре год от года растет. Так или иначе, благотворность спонсорской помощи музеям несомненна, и специальный приз вручили наиболее отличившимся меценатам. Ими были признаны ПО «Возрождение», оказавшее в уходящем году значительную помощь Петропавловской крепости, международный благотворительный фонд «Константиновский», который приобрел для города коллекцию Лобановых-Ростовских, и «Газпром», спонсировавший восстановление Китайского дворца в Ораниенбауме. Специальными призами были отмечены молодые и заслуженные. За общий вклад в развитие музейной деятельности наградили создательницу и главу фонда «Про Арте» Елену Коловскую. А почетные дипломы молодым музеям получили новорожденные частные музеи современного искусства «Эрарта« и «Новый музей», открывшиеся летом 2010 года. Корреспондент «Балтинфо» побеседовала с директором «Эрарты» Михаилом Овчинниковым. Частные музеи – пока новость для нашего города, и мы задали господину Овчинникову вопрос, в какой степени то, что музей частный, влияет на специфику его работы и на сотрудничество с государственными музеями. «Эрарта» с самого начала была нацелена на сотрудничество и с другими музеями, и с городом, - заверил Михаил Овчинников. – Даже то заседание Музейного совета, на котором был открыт этот конкурс, проходило в «Эрарте». Конечно, мы наблюдаем некоторую осторожность со стороны партнеров: многим не до конца понятно, что такое частный музей, и стоит ли иметь с ним дело. Мы работаем на разрушение этого стереотипа, и он непременно будет разрушен, но это должно произойти естественным путем. В процессе сотрудничества музейщики понимают, что наши цели совпадают». По словам Михаила Овчинникова, у «Эрарты» уже развились неплохие связи с государственными художественными музеями, причем не только петербургскими. Так «Эрарта» сотрудничает с художественными музеями Петрозаводска и Ставрополя. Первая персональная выставка, открывшаяся в Эрарте, – выставка ставропольского художника Петра Горбаня, многие работы которого приехали в Петербург именно из художественных музеев Ставрополья. Тем временем в зале перешли к награждению по основным номинациям. Лауреатов ждали дипломы и почетный знак – бронзовая статуэтка Мнемозины на постаменте – куске исторической брусчатки Васильевского острова. Статуэтки были созданы для «Музейного Олимпа» петербургским скульптором Вячеславом Бухаевым. За звание выставки года боролись только что открывшаяся постоянная экспозиция Музея художественного стекла в ЦПКиО на Елагином острове, выставка традиционного африканского искусства «Habari Afrika», прошедшая в Музее городской скульптуры, и экспозиция только что отреставрированного Фермерского дворца в Петергофе, которая и получила приз. В номинации "«рестиж Петербурга» победил международный фестиваль цветов «Императорский букет», который уже в десятый раз провел этим летом музей-заповедник «Павловск». Цветочная феерия в павловском парке обошла двух других номинантов: выставку «Рериховский век» в Манеже и уличный праздник «Раскольников в городе», который устроил в Кузнечном переулке музей Достоевского. В особой номинации награждались проекты, посвященные 65-летию победы. Тут лучшим оказался Музей политической истории России с комплексным проектом «Другая война». Этому же музею достался приз и еще в одной номинации – «Музейная книга» за сборник «Судьбы людей: Ленинградское дело». Директор музея Евгений Артемов, получая две статуэтки, подчеркнул, что залогом успеха музея стал творческий подход к его развитию. «Именно он позволил нам сломать образ нашего музея как бывшего музея Великой октябрьской социалистической революции. Сегодня мы – современный политический музей», – с удовольствием отметил Артемов. Специальная номинация была посвящена музейным проектам для детей. Здесь вне конкуренции оказался проект «Прошлое на кончиках пальцев», придуманный Эрмитажем для слепых и слабовидящих школьников. Этот проект знакомит ребят с археологией: слабовидящие малыши раскапывают в песке древности, ощупью знакомясь и с работой археологов, и с археологической коллекцией Эрмитажа. Наконец, гран-при. За звание музея года конкурировали Музей истории Санкт-Петербурга и музей-заповедник «Царское село». Царское Село отмечало в этом году 300-летний юбилей, весь год музей-заповедник производил масштабные праздничные мероприятия. Они и были отмечены главным «музейным Оскаром». «Я впервые за много лет практически счастлива!» – призналась директор «Царского села» Ольга Таратынова, получая свою «Мнемозину». По правилам конкурса, в следующем году музей-победитель станет хозяином церемонии вручения «Музейного Олимпа-2011». Гопожа Таратынова уже анонсировала церемонию следующего года, пообещав коллегам и лично Валентине Матвиенко продемонстрировать в своих владениях «настоящий имперский стиль». На этом официальная часть закончилась, но гости, даже самые высокопоставленные, еще долго не расходились. Музейное сообщество с удовольствием общалось между собой, а чиновники городской администрации, похоже, искренне радовались возможности расслабиться в атмосфере искусств. «Когда мы готовили вручение этой премии, - сказал корреспонденту «Балтинфо» председатель комитета по культуре Антон Губанков, – меня всё спрашивали: не маловато ли пафоса? Но нам удалось сделать эту церемонию камерной и очень петербургской историей. Сегодня все отмечают очень искреннюю радостную атмосферу. Это не слова, не торжественные речи... Это атмосфера – то, что трудно подделать. Здесь мы видим единое пространство музейного сообщества в действии». «Чисто петербургский» характер премии отмечали многие ее участники. «Другой такой премии в России нет, - подтвердил «Балтинфо» директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Это абсолютно петербургское изобретение». «Поэтому, - вторила ему вице-губернатор Алла Манилова, – есть логика в том, чтобы со временем эта премия стала национальной. Но при этом сохранила свое происхождение: чтобы это была национальная премия из Санкт-Петербурга».

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Март 28, 2024 - 04:02

Вся поездка в Гатчину затевалась для посещения комплекса «Мирным гражданам Советского союза, погибшим в годы Великой Отечественной войны» в посёлке Зайцевокомплекса «Мирным гражданам Советского союза, погибшим в годы Великой Отечественной войны» в посёлке Зайцево.

 

Март 27, 2024 - 03:28

С 1 апреля Летний и Михайловский сады закроются на просушку и будут недоступны для посещения в течение месяца.

 

Март 27, 2024 - 02:42
Задумывались ли вы когда нибудь, гуляя по Гатчине, что во время оккупации в этом доме был штаб немцев, в этом — контрразведка, здесь — биржа труда, посещение которой было обязательным.

 

Март 26, 2024 - 05:37

Выставка приурочена к 210-летию взятия Парижа русскими войсками и их союзниками в марте 1814 г.