Вечер одноактных балетов откроет XIII сезон фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.
Премьеры покажут на сцене Молодёжного театра на Фонтанке 31 марта и 1 апреля.
Номинант театральной премии «Золотая Маска», хореограф Марсель Нуриев представит работу, вдохновлённую телесным исследованием архитектурного термина «тенсегрити», подразумевающего взаимосвязь всех частей целого, где каждая часть несёт ответственность за общий результат. А что если таким образом рассмотреть социум: понимая и признавая невидимые связи между всем существующим во вселенной, можно ли попытаться сохранить равновесие и гармонию в мире?
Хореографу, режиссёру и танцовщице из Армении Риме Пипоян идея балета «Икона» пришла во время просмотра фильма Тарковского «Андрей Рублев». Работа Пипоян вдохновлена иконописью и русской духовной музыкой. Герои этой хореографической работы пытаются найти путь к совершенству через преодоление страстей.
Ссылка на страницу мероприятия на contextfest.com
I акт. «Икона»
Хореограф: Рима Пипоян
Композитор: Сергей Умроян
Художник по костюмам: Ирина Шапошникова
Художник по свету: Светлана Мишина
Исполнители: Арина Ахметова, Ангелина Боярко, Алина Костарева/ Элина Кавалерова, Егор Кабанов, Александр Носов, Любовь Савчук, Дамир Смаилов
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять а не имею любви, то я ничто. И если я отдам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет в этом никакой пользы». (Фрагмент XIII главы Первого послания апостола Павла к христианам Коринфа, Новый Завет. Звучит в картине «Андрей Рублёв» А. Тарковского).
Идея балета «Икона» родилась у Римы Пипоян при просмотре картины Тарковского «Андрей Рублёв», а интерес хореографа к русской иконописи дал направление для визуального осмысления работы.
Герои балета Римы Пипоян объединены идеей исследования своей человеческой природы. В метаниях между грехом и добродетелью они пытаются найти путь к совершенству, преодолеть свои страсти в поисках счастья и внутренней свободы. Танцевальная партитура запечатлевает хронологию этого поиска, образуя живую картину, визуальный отпечаток совместного и индивидуального поиска каждого героя.
Произведения, фрагментарно звучащие в музыкальной партитуре балета: А. Висков «Херувимская песнь» (из Литургии No2): Московский синодальный хор, худ.рук. и гл. дирижер засл. артист РФ А. Пузаков; М. Азовских «Тебе поем» (Милость мира): Хор Подворья Александра Свирского монастыря (г. Санкт-Петербург), Регент Р. Османов, Солист А. Гусев; А. Висков «Тебе поем»: Вокальный ансамбль ARIELLE, рук. Э. Дадашева, соло сопрано С. Полянская; А. Висков «Господи помилуй»: Московский синодальный хор, худ. рук. Заслуженный артист РФ Алексей Пузаков, солисты Любовь Темнова, Ольга Ушакова (запись 2010 года из Большого зала Московской Консерватории); А. Ведель «Покаяния отверзи ми двери»: Хор Московского Сретенского монастыря.
Рима Пипоян — хореограф, режиссёр и танцовщица из Армении. Создательница культурно-образовательного фонда «Развитие хореографии» и Rima Pipoyan Dance Company. Одна из первых хореографов, представивших Армению за рубежом: в Италии, Испании, Сербии, Хорватии, Германии, Польше, Молдове, Грузии, Бельгии, Португалии.
Сергей Умроян — композитор, работающий в области электроакустической музыки. Стипендиат Sound Bridge 2023 от Found Sound Nations (США), Член Союза композиторов Армении, соучредитель и директор проекта Armenian National Music Organization, который занимается восстановлением записей и созданием цифровой коллекции армянской фольклорной, традиционной, духовной и классической музыки, директор ансамбля Assonance и руководитель акустической лаборатории Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Член делегации Армении на WOMEX World Wide Expo 2023. Куратор фестиваля Urvakan.
Ирина Шапошникова — художница, разрабатывающая костюмы для театра, оперы, танца и кино по всему миру. Училась в Университете искусств в Лондоне и на факультете моды Королевской академии изящных искусств в Антверпене, сейчас преподаёт в парижском Institut Français de la Mode и институте Raffles Milan. Ее художественные работы были представлены на выставках в Музее Бойманса (Нидерланды) и MOMU (Бельгия). Как художник по костюму сотрудничает со Штутгартским балетом, Баварской государственной оперой, театром Opera Ballet Vlaanderen, Театром Гейдельберга, Греческой национальной оперой, Театром Билефельда, Оперой Граца, Королевским театром Карре и Бернским балетом.
II акт. «Йорт»
Хореограф: Марсель Нуриев
Композитор: Сугдэр Лудуп
Художник по костюмам: Юлия Лебедева
Художник по свету: Светлана Мишина
Ассистент хореографа: Мария Нуриева
Исполнители: Рената Назметдинова, Егор Пиминов, Ангелина Фёдорова, Игорь Фирсов, Олег Эпов/ Роман Осипов
Слово «йорт» — в переводе с татарского «дом» — происходит от пратюркского корня jurt, наиболее общим значением которого является «народ», «родовая земля».
Все явления и объекты в мире взаимодействуют друг с другом. Каждое действие вызывает реакцию, каждое изменение влияет на всю систему. Поэтому равновесие и баланс хрупки и подвержены постоянным изменениям. Однако существует подход к созданию устойчивых структур — «тенсегрити» — термин, подразумевающий взаимосвязь всех частей целого, где каждая несёт ответственность за общий результат, был введен учёным и архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером.
В точках пересечения элементов тенсегрити происходит столкновение и уравновешивание разнонаправленных сил — тех, что работают на сжатие системы и тех, что работают на натяжение. В данных точках встречаются энергетические потоки системы и посредством взаимодействия, либо противодействия друг другу приводят систему к состоянию уравновешенности. Эта структура является стабильной, динамичной и целостной — смещение одного элемента приводит к адаптации и изменению конфигурации всех элементов системы.
В контексте «тенсегрити» можно рассмотреть и свойства человеческого тела, построенного по тому же принципу «баланса сжатия и напряжения». Твёрдые стержни — кости, эластичные тросы — связки, мышцы, фасции. И если этот же принцип применить не только к человеку, но к социуму в целом, понимая и признавая невидимые связи между всем существующим во вселенной, можно попытаться сохранить равновесие и гармонию в мире.
Для создания музыки к спектаклю композитор Сугдер Лудуп использовал аутентичные инструменты в сочетании с современным звучанием.
Марсель Нуриев — хореограф (обучался на магистерском курсе Академии Русского Балета им. Вагановой), участник международных мастер-классов и танцевальных лабораторий, номинант театральной премии «Золотая Маска» 2017–2018 как «Лучший хореограф» за постановку спектакля «Зов начала».
Сугдэр Лудуп — музыкант, композитор, мастер горлового пения, мультиинструменталист.