Недорогие туры по Москве, которые должны сделать столицу более доступной для россиян, живущих в других городах, были представлены в конце прошлой недели руководителям региональных турфирм в рамках первого директорского тура в Москву. За последние 10 лет, утверждаясь как политическая, финансовая и деловая столица России, Москва практически исчезла с туристической карты страны. Одним из «открытий» реорганизованного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы стало то, что если в Москву худо-бедно едут иностранные туристы и детские группы на каникулы и новогодние елки, то традиционных пакетных туров из регионов на базе автобусных или железнодорожных переездов в столицу нет вообще. Соответственно, нет и массового туризма. Три дня в Питере для детских групп стоят 8 тысяч рублей на человека, а в Москве – 11-12 тысяч. Причем, все деньги уходят на питание и проживание. Поэтому спрос на Санкт-Петербург есть, а на Москву – минимальный», – говорят в региональных турагентствах. Причем, за столицей закрепился имидж не только супердорогого города, но и – при полном отсутствии рекламы и продвижения на региональных рынках – не слишком интересного для туризма. «А что у вас там смотреть? Вот в Петербурге…», – говорят в регионах. Комитет по туризму Москвы решил переломить эту ситуацию. С полным на то основанием, потому что, во-первых, в городе «есть что смотреть». Даже без Кремля и Красной площади – 400 музеев, 180 театров, на которые приходится 140 премьер в году, 60 архитектурно-парковых ансамблей, 65 концертных залов. Самое высокое в России колесо обозрения, старейший и самый современный на сегодня планетарий, новый океанариум, зимние экскурсии по Москве– реке на яхте-ледоколе – тоже только в столице.
Во-вторых, как выяснилось, Москва не так дорога, как мы привыкли считать. В столице не менее 300 гостиниц, из них всего 9,2% приходится на отели 5*, 25,6% – на 4*, остальные примерно поровну делятся на мини-гостиницы и отели 3*. Цены на размещение в Москве достигают своего пика в феврале-марте, в период выставок, а в остальное время – держатся на уровне большинства городов такого же уровня или даже ниже. Например, сейчас стоимость места в отеле 2-3* – от 700 руб., в одном из 60 московских хостелов – от 430 руб.
Все это позволило туроператорам создать продукт, доступный людям разного достатка, сказал на встрече с региональными турфирмами руководитель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько. Продавать туры будут компании, объединившиеся в пул, сформированный по инициативе правительства Москвы. Задачи пула – повысить качество московского турпродукта, разработать новые и усовершенствовать существующие программы посещения Москвы; существенно увеличить въездной турпоток. Пока в объединении пять компаний – «Анкор», «Идни», «Интерс», «Интурист», «Роза ветров», но он открыт для новых членов. О присоединении к пулу уже заявил, например, руководитель московской турфирмы «Орфей» Михаил Романов.
На встрече с региональными агентствами было представлено несколько сборных программ по Москве, к которым можно по «каскадному» принципу подсоединяться в любой день. Как пояснил президент компании «Роза ветров» Сергей Зенкин, это – модуль, на основе которого агентства сами могут составить любую программу. «Смысл пула – позволить агентствам в любой день недели продавать любую часть программы», – заметил он.
В проекте не случайно участвуют туроператоры, давно специализирующиеся на зарубежных автобусных турах. По словам генерального директора компании «Интерс» Татьяны Козловской, накопленный опыт, знание правил и стандартов экскурсионных поездок по Европе, умение экономить на непринципиальных моментах ради чего-то более существенного делает естественным их выход на внутренний рынок. «Стоимость одного европейского туродня не превышает 40-50 евро на человека. В Москве мы «уложились» в 1,5 тыс. рублей в день, включая размещение, завтрак, автобус, экскурсии и сопровождение гида», – сказала она. Например, трехдневный тур «Московские звезды» с размещением в гостинице «Измайлово», завтраками, обзорной автобусной и несколькими пешеходными экскурсиями с гидом – 4,5 тыс. руб. на человека. Трехдневные, самые популярные у туристов поездки в Москву будут стоить не дороже аналогичных в Санкт-Петербург.
По словам директора компании «Анкор» Ольги Санаевой, агентства смогут предлагать программы не только тем, кто специально приезжает в Москву, но и тем, кто оказался здесь транзитом, например, по пути на зарубежные курорты. «Кому-то наверняка захочется не бежать с поезда на самолет или из аэропорта в аэропорт, а спокойно переночевать в Москве, сходить на экскурсию», – сказала она, добавив, что компания предоставляет для туров по столице специально приобретенные автобусы Mercedes – на 8, 17 и 24 пассажира, а также большей вместимости – на 49-59 мест.
По мнению участников директорского тура, чтобы туристы поехали в Москву после длительного «затишья», городу нужна активная реклама, причем, не столько на федеральных ресурсах, сколько на местных, региональных. Основной упор, по их мнению, должен делаться на телевидение и радио. Как считает директор компании «Роза ветров-Юг» Марина Амбарцумян очень эффективна реклама на транспорте, на вокзалах. Многие агентства уверены в необходимости рекламных туров в столицу для профессионалов.
По словам директора компании «Пилигрим» Анны Тукмачевой, продвижению Москвы на региональных рынках способствовала бы возможность посещать такие знаковые и очень популярные места, как Большой театр, или такие раскрученные мероприятия, как «Золотой граммофон». «У туристов из регионов есть большая потребность в посещении ярких, известных событий. Например, когда в Казань приезжал «Цирк дю Солей» мы из Тольятти одномоментно отправили 15 автобусов с туристами, – пояснила она. – Если Петербург продвигается как город классический, Москва могла бы рекламировать себя как современный, технически продвинутый мегаполис с новыми музеями, новыми яркими событиями».
Турфирмы также предложили в каталогах, которые будет печатать в ближайшее время Москва, разместить их контакты, выдав тем самым своеобразный вотум доверия их усилиям по продаже туров в столицу.