Верхний сад музей-заповедника «Петергоф»: реставрация окончена!

31 мая  в музее-заповеднике «Петергоф» меролприятие, посвященное завершению комплексной научной реставрации Верхнего сада.

Верхний сад задумывался еще Петром I как важнейшая часть водоподводящей системы фонтанов Петергофа – именно здесь проходит главная магистраль, питающая фонтаны центральной части Нижнего парка и непосредственно Самсона. Поводом для начала комплексной научной реставрации стал ряд проблем, связанных с водоподводящей системой фонтанов, дренажно-мелиоративной системой, декоративной составляющей сада. Специфика реставрации Верхнего сада заключалась в уникальности всех его элементов: от форм зеленых насаждений, до малых архитектурных форм.

Информация для посетителей:

Верхний сад открыт ежедневно с 9:00 до 21:00. Вход в сад бесплатный.

На входе установлены рамки, обеспечивающие безопасность посетителей в саду.

 

О реставрации и проекте де Сент-Илера: 

Реставрационные работы были основаны на экспонатах, хранящемся только в собрании музея-заповедника «Петергоф» — аксонометрических чертежах французского инженера
П. А. де Сент-Илера, составленных в середине 1770-х годов. Именно на них наиболее подробно и полно зафиксирован регулярный облик Верхнего сада периода его расцвета в XVIII столетии. Планы отличаются высокой детализацией: на них видны беседки и фигурно подстриженные деревья в аксонометрической проекции, что позволяет не просто узнать их местоположение и очертания, но увидеть их наглядное, объемное изображение, переданное в трех измерениях.

 

Ближе к концу XVIII века была прекращена стрижка деревьев, и в XIX столетии Верхний сад постепенно утратил регулярный облик. Первая попытка вернуть саду регулярный вид была предпринята в ходе реставрации 1920-30-х годов под руководством Н. И. Архипова. В основу легли именно аксонометрические планы де Сент-Илера. Тогда был восстановлен открытый центральный партер и поставлена мраморная скульптура.

 

О водоподводящей системе и коллекторе: 

По всей территории Верхнего сада с юга на север под землей проложена система трубопроводов в кирпичном коллекторе (подземная галерея), которые обеспечивают водой фонтаны Верхнего сада и Нижнего парка. За время эксплуатации водоводов фундамент и кирпичная кладка коллектора значительно износились. В первую очередь был отреставрирован исторический коллектор, кирпичная кладка которого за время эксплуатации значительно износилась.

Основной сложностью при реставрации коллекторов и водоводов было проведение работ в летнее время без возможности отключения фонтанов Нижнего парка. Для этого подача воды обеспечивалась по временным трубопроводам. При реставрации свинцовых труб коллектора применялась историческая технология: секции соединялись с заполнением стыка сначала смоляным канатом (каболкой) и последующей зачеканкой горячим свинцом. Свинец заливался через глиняную воронку в раструбное соединение, а после остывания остатки дочеканивались вручную. 

 

О мелиоративной системе и ограде:

Особенность территории Верхнего сада заключается в близком (50-70 сантиметров) расположении водоупорного глиняного слоя, из-за которого ливневые воды быстро заполняли всю территорию. Поэтому специалисты провели масштабные работы по ремонту и реставрации дренажно-ливневой и мелиоративной сети, чтобы правильным образом отвести лишнюю влагу. Были также выполнены работы по ремонту и частичной замене колодцев и трубопроводов, прокладке дополнительных дренажных линий, восстановлению мелиоративных каналов по периметру сада. 

Ограда Верхнего сада была спроектирована в 1754-1760 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли и значительно пострадала во время Великой Отечественной войны. Состояние ограды, воссозданной в 1957 году, требовало срочных реставрационных мероприятий: отклонение от вертикали 62 из 154 опорных столбов доходило до 30 см. Были проведены работы по выправлению столбов в вертикальное положение, реставрация и усиление фундаментов, укрепление кирпичной кладки, воссоздание штукатурной отделки и лепного декора, замена всех кровельных покрытий, деревянных секций ограды и створок ворот, реставрация Главных ворот на Санкт-Петербургском проспекте.

 

О парке и зеленых насаждениях:

Чтобы поддержать Верхний сад в рамках исторической регулярной планировки требовалось заменить больные, потерявшие декоративность деревья на молодые. Многие насаждения были поражены заболеваниями: некрозом коры, мучнистой росой и стволовыми гнилями. По проекту реставрации сохранилась большая часть деревьев. Снос насаждений проводился согласно их биологическому состоянию, по архитектуре и соответствию историческому ассортименту или габаритам. Основная порода новых насаждений - это липа мелколистная. Также были высажены ели европейские, ольховые породы, сирень обыкновенная, барбарис обыкновенный, туя западная, яблони, сливы, вишни, ягодные кусты (смородина, крыжовник), лещина. Всего более 7 700 единиц. На сегодняшний день все они имеют максимально приближенные к проекту архитектурные формы и параметры. 

В саду появился партер (газон) с периметральной цветочной рабаткой. В основу плана цветочного оформления Верхнего сада легли исторические материалы и литературные издания, посвященные развитию цветоводства и созданию современных тому времени цветников. Специалисты выявили стилистические особенности цветочного оформления соответствующего периода и разработали проектные решения по композиции партеров, колористике и наполнению в соответствии с историческим ассортиментом растений.

 

О скульптуре:

Научная реставрация скульптуры Верхнего сада началась заблаговременно. С 2014 года было отреставрировано 79 музейных предметов, включая 66 статуй и декоративных элементов. Расположение мраморных и бронзовых скульптур сохранено без изменений. 

Скульптурное убранство дополнилось новым уникальным экспонатом – горизонтальными солнечными часами по аналогам XVIII века. Подготовка проекта происходила совместно с историком, мастером солнечных часов, членом Британского общества солнечных часов В. И. Дмитриевым. Непосредственное участие в их изготовлении принимал Петродворцовый Часовой Завод при поддержке Павла Кейв. Солнечные часы Верхнего сада представляют собой мраморный циферблат, на котором установлен гномон с флюгером, выполненный в соответствии с аксонометрическим планом П.А. де Сент-Илера. Это единственные солнечные часы такого типа в Санкт-Петербурге.

 

Фото Peterhofmuseum.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Ноябрь 21, 2024 - 07:47

Для двух роскошных фарфоровых ваз работы знаменитой Севрской королевской мануфактуры воссозданы исторические постаменты в залах Мира и Войны Большого (Павловского) дворца.

 

Ноябрь 21, 2024 - 07:23

Что такое фонды открытого хранения? Это когда:

 

Ноябрь 20, 2024 - 04:44

Государственный музей "Исаакиевский собор" входит в число лидеров по приему посетителей в Петербурге, сообщил в интервью "Интерфаксу" директор учреждения Юрий Мудров.

 

Ноябрь 18, 2024 - 21:41

Ирина Яковлевна Богуславская (1929-2021) – один из крупнейших современных исследователей народного искусства, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР.