Визовые проблемы туристов попали в обзор практики рассмотрения судами дел о защите прав потребителей от Верховного суда. Данный обзор утвержден президиумом Верховного суда, соответственно свод подходов, примененных судами в рамках производства по конкретным делам, высшая судебная инстанция официально назвала верными.
Визовый вопрос, ставший предметом внимания Верховного суда, был следующий: кто несет ответственность за отказ в выдаче визы, ее предоставляет турфирма, но турист предоставил неполный пакет документов. Представляенная ситуация такова: туроператор «Русский экспресс» отправлял туристов в Италию. В том числе туроператор обеспечивал и получение визы в Италию. Однако в итоге поездка сорвалась, так как визу не выдали. Причиной невыдачи стали ненадлежащим образом оформленные документы.
При этом в месте разбирательства – в Курском облсуде иск туриста был поначалу отклонен и факт некачественного оказания услуг не найден. Однако Верховный суд занял другую позицию. «Туроператор должен был предоставить клиенту исчерпывающую информацию об оформлении документов на визу. Если же она не получена, то на турфирме лежит ответственность за это. В случае непредоставления потребителю необходимой информации по оформлению документов по договору о реализации туристского продукта, повлекшего отказ в выдаче туристической визы, туроператор несет ответственность за оказание услуги ненадлежащего качества», - озвучено в обзоре Верховного суда.
Впрочем, эксперты отмечают, что опасаться турфирмам рано. «Споры связанные с отказом в выдаче визы находят самые разные решения в судах. Некоторые суды относят риск отказа к ответственности турфирм, другие считают это риском самого туриста и его отношениями с соответствующим консульством», - прокомментировал Георгий Мохов, председатель правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата». По словам эксперта, при этом оценивается содержание договора, объем принятых обязательств, информация переданная потребителю, причина отказа - ненадлежащие документы, сроки, порядок подачи или «грехи»туриста и ошибки консульства. «Разъяснение ВС лишь дало мнение по частному спору, с конкретной ситуацией, когда документы были поданы в ненадлежащем виде и суд посчитал что турфирма обязана была проверить документы до подачи и разъяснить туристу необходимость их исправления. Не думаю что это разъяснение ВС существенно повлияет на судебную практику по данному виду споров, слишком много различных вариантов», - резюмировал Георгий Мохов.
Фото: Турпром.ру