Въездной рынок растет за счет безвизовых стран

Рынок въездного туризма вот уже несколько лет демонстрирует стабильность, если не сказать стагнацию – с незначительными колебаниями спроса в плюс или минус. Радикальных изменений нет и в этом сезоне, однако существенный прирост, по словам большинства игроков, показал турпоток из Китая и в некоторых компаниях – страны Латинской Америки. География посещений остается неизменной еще с советских времен, все так же востребованы, в основном, экскурсионные маршруты в Санкт-Петербург, Москву и по Золотому кольцу России.

Генеральный директор компании «Свой ТТ» Сергей Войтович связывает значительное увеличение турпотока из Китая, в том числе, с мероприятиями Года российского туризма в Китае. Примерно на 30% выросло число туристов из Бразилии, Аргентины, Колумбии. «Как видите, заметно прибавили именно те страны, граждане которых могут въезжать в Россию без виз», – подчеркнул г-н Войтович.

По его словам, другие страны «буксуют» на месте, в первую очередь, это касается Европы, откуда турпоток даже уменьшился. Сергей Войтович напомнил о неприятной ситуации во Франции, когда открытие визового центра в Париже только ухудшило процедуру получения виз: теперь они стоят для французов дороже и срок оформления стал дольше прежнего. Испанцы также, в отличие от россиян, платят за услуги визового центра больше в два с лишним раза. «Получается, что наши зарубежные визовые центры мешают нам работать», – с сожалением говорит г-н Войтович. В то же время он подчеркнул положительный опыт отмены виз на 72 часа для иностранных пассажиров круизных лайнеров, прибывающих в Санкт-Петербург. Туристов там прибавляется, а город все больше становится похожим на туристический центр.

«По въездному туризму ничего не меняется, 90% всего объема ориентировано на посещение Москвы и Санкт-Петербурга, остальное забирает Золотое кольцо», – констатирует вице-президент компании «Интурист» Николай Какора. По его словам, Европа замерла на прошлогодних показателях въезда, рост демонстрируют только Китай (до 100%) и Иран. Латинская Америка не может с ними соперничать, ее доля в увеличение турпотока – 15-20%.

«Не первый год въездной рынок находится примерно в одни и том же объеме и прирастает лишь за счет китайцев, что особенно видно в этом году. Но другие-то рынки при этом проседают, как, например, Европа, поэтому особого роста продаж в целом мы не замечаем», – поясняет г-н Какора. Решение проблемы он видит в полной отмене виз для иностранных граждан, что, по его мнению, приведет к кардинальному увеличению въезда туристов в Россию. Разумеется, такое возможно только на взаимных условиях, то есть если безвизовый въезд в другие страны будет действовать и для наших соотечественников.

В то же время президент компании «Академсервис» Леонид Исакович уверяет, что число реальных китайских туристов составляет не более 5% от общего въезда в страну, а все прибытия из Латинской Америки оцениваются, в лучшем случае, в 20 тысяч человек ежегодно. «Конечно, из года в год все больше китайцев приезжают к нам, но это не настолько серьезный турпоток, он в принципе не сравним с их посещением европейских стран. Вообще, наш въездной рынок уже лет 7-8 находится примерно на одном уровне с колебаниями спроса в пределах 5-10%», – говорит г-н Исакович. Среди прочего, он ссылается на официальную статистику посещений музеев Московского Кремля, согласно которой именно такие колебания спроса наблюдаются на протяжении уже пяти лет: «Напрашивается вывод – либо китайцы и латиноамериканцы не заходят в Кремль, либо их не так уж много к нам приезжает». При этом, продолжает он, текущий год все же показывает некоторый рост числа зарубежных туристов.

О такой же тенденции упоминает управляющий директор компании «Тари Тур» Игорь Кузьмин. Благодаря совместным маркетинговым усилиям игроков, по его словам, сейчас наблюдается довольно активный въезд в страну: «У нас неплохое увеличение числа гостей показали Япония, Австралия, Америка и даже Европа – от 5% до 15% по разным направлениям».

Он отмечает, что в этом году раньше, чем в прошлом, пошли заказы на обсчет туров на 2013 год, по многим направлениям уже подписаны контракты. Традиционно такие заказы стартуют в августе-ноябре, но в этот раз пик пришелся на апрель-июнь. С одной стороны, поясняет эксперт, британские партнеры компании стремились закрыть вопрос до начала Олимпиады в Лондоне, с другой – стал ощущаться подзабытый дефицит гостиничной базы на определенные даты, «думаю, партнеры решили не рисковать и заранее получить гарантированные места».

В компании «Тумларе» основной объем туристов принимают из Японии. В этом году, после прошлогоднего спада из-за последствий цунами, опять наметился рост турпотока в Россию. Глава представительства компании Елена Русова говорит о 30-процентом увеличении объема только в мае-июне по сравнению с показателями этих же месяцев минувшего года. Аналогичным суммарным ростом отмечен турпоток из Тайваня и Таиланда. «Мы приложили к этому много усилий, приглашали коллег из этих стран, широко рекламировались, и – сработало. К тому же иностранцы пока опасаются приезжать самостоятельно, ведь самим забронировать отель, договориться с гидом, арендовать транспорт у нас гораздо сложнее, чем в Европе», – объяснила г-жа Русова. По ее словам, особых проблем с получением виз у японцев не возникает, так как они склонны все планировать заранее.

География посещений туристов из Японии и стран Юго-Восточной Азии не меняется, все так же лидирует Санкт-Петербург, Москва, Золотое кольцо России. Больше едут группами, индивидуалов мало, их соотношение стабильно – 85% к 15%. Несмотря на то, что этот год по приему иностранцев выглядит гораздо лучше предыдущего, Елена Русова обратила внимание, что въездной рынок растет вопреки глобальным проблемам российской туриндустрии. В той же столице остаются нерешенными многие вопросы, к примеру, парковка туристических автобусов: «Высадка туристов у Красной площади по-прежнему практически невозможна без нарушения правил дорожного движения».

О вполне успешном продвижении Москвы рассказала генеральный директор компании «Tsar Voyages/Царь Вуаяж» Елена Ларди, ее фирма занимает нишу по приему французских туристов. Реклама столицы в их парижском офисе дала неплохие результаты, этим летом чаша весов склонилась в пользу Москвы, тогда как традиционно первое место занимал Санкт-Петербург. По оценкам г-жи Ларди, турпоток из Франции вырос на 20% по сравнению с 2011 г.

Озеро Байкал принадлежит к тем направлениям, которое иностранцы любят и стабильно бронируют. «Мы много продаем Байкал зимой, – поясняет Елена Ларди, – но в этом году хорошо берут и летний Байкал». Обычно зарубежные туристы едут из Москвы на «Транссибирском экспрессе», отдыхают на Байкале до недели, дальше отправляются во Владивосток, Пекин или возвращаются в Москву. «Мы предлагаем туры на любой бюджет. Например, недорогой недельный тур на Байкал обходится в $1000 на человека, включая перелет из столицы до Иркутска и обратно, проживание, питание и экскурсии в сопровождении франкоязычного гида».

В компании Russian Way говорят о значительном увеличении в этом году индивидуальных бронирований – на 20-25%. Тем не менее, для генерального директора Натальи Одиночкиной совершенно очевидно, что визовые вопросы тормозят спрос, к примеру, из Великобритании, США: «Те же американцы уже не первый год жалуются на сложность и дороговизну оформления виз через посреднические компании. А вот бразильцам виза не нужна, мы видим на 40% больше туристов, чем годом ранее».

По словам г-жи Овчинниковой, туристы из Бразилии уже распробовали отдых в Европе, теперь активно осваивают Россию. «Я уже два раза ездила в Бразилию для встреч с агентствами и вижу, что личный контакт с коллегами дает хороший результат», – рассказала Наталья Одиночкина. Она отмечает высокие бюджеты туров для бразильцев, которые бронируют люксы в шикарных отелях, охотно тратят деньги на рестораны, шопинг в Москве и Санкт-Петербурге. В среднем стоимость таких путешествий по России составляет от $8 до $12 тыс., перелет оплачивается отдельно. «Конечно, если сравнивать российский въездной рынок, например, с итальянским, то наш заметно проигрывает. Но он все же растет, – уверяет собеседница RATA-news, – тем более игроки рынка целенаправленно его развивают».

Другие новости по теме «»