Вчера около 23.00 авиакомпания «ВИМ-Авиа» прислала «крайний вариант плана сокращения чартерных рейсов» – именно так значится в сопроводительном письме. Перевозчик сообщил, какие рейсы будут отменены «из Москвы, а также ряда других городов». Судя по перечню, снимаются не просто рейсы, а цепочки, в том числе региональные программы, которые должны были выполняться до октября включительно. Приводим список полностью – в том виде, как он поступил в редакцию.
НН 9341 / 9342 04.06-15.06 ежедневно Москва/Сочи
НН 9344 / 9343 05.06-15.06 понедельник, четверг Сочи/Уфа
НН 9346 / 9345 03.06-13.06 02, суббота Сочи/Казань
НН 9347 / 9348 04.06-14.06 среда, пятница, воскресенье Сочи/Екатеринбург
НН 9356 / 9355 03.06-13.06 2, 6 Симферополь/Казань
НН 9358 / 9357 04.06-14.06 3, 7 Симферополь/Екатеринбург
НН 9377 / 9378 02.06-05.июн 1, 5 Москва/Бургас
НН 9145 / 9146 02.06-12.июн понедельник, пятница Москва/Бургас
НН 9149 / 9150 04.06-11.июн понедельник, пятница воскресенье Москва/Бургас
НН 9110 / 9109 08.06-05.окт четверг Анталия/Челябинск
НН 9102 / 9101 06.06-18.окт вторник, пятница Анталия/Москва
НН 9130 / 9129 07.06-07.окт среда, суббота Анталия/Белгород
НН 9118 / 9117 08.06-05.окт четверг, воскресенье Анталия/Нижний Новгород
НН 9126 / 9125 07.06-07.окт среда, суббота Анталия/Краснодар
НН 9120 / 9119 12.06-02.окт понедельник Анталия/Самара
НН 9162 / 9161 06.06-06.окт вторник, пятница Анталия/Нижневартовск
НН 9128 / 9127 27.06-04.июл Анталия/Ростов
НН 9160 / 9159 05.06-02.окт понедельник Анталия/Тюмень
НН 9132 / 9131 11.06-01.окт воскресенье Анталия/Волгоград
НН 5721 / 5722 03.06-15.июн ежедневно Москва/Анталия
НН 5723 / 5724 02.06-15.июн вторник-воскресенье Москва/Анталия
НН 5725 / 5726 08.06 Москва/Энфида
Туроператорам «ВИМ-Авиа» обещает стабилизировать ситуацию ко вторнику 6 июня. К этому моменту, как ожидается, группа пилотов авиакомпании завершит процесс переподготовки и сможет сесть за штурвалы недавно полученных самолетов. По мнению туроператоров, это вполне возможно, но более вероятен другой сценарий – на полную корректировку программы потребуется не меньше недели.
Напомним, поздно вечером в четверг 1 июня авиакомпания разослала туроператорам уведомление о сокращении чартерной программы со 2 июня – чтобы справиться с веерными задержками рейсов, возникшими из-за позднего прибытия трех воздушных судов с планового техобслуживания.
Для турбизнеса это стало полной неожиданностью и создало серьезные проблемы: найти замену, чтобы отправить туристов, не было уже ни времени, ни возможности, поскольку свободных провозных емкостей на рынке практически нет. В субботу 3 июня «ВИМ-Авиа» уточнила, что будет сокращено 12,8 % чартерных рейсов по внутрироссийским и международным направлениям со 2 по 15 июня включительно.
С таким «профессиональным цинизмом» туроператоры сталкивались лишь три года назад, когда «Оренбургские авиалинии» вечером в пятницу 1 августа известили об отмене на последующие два дня 36 (!) вылетов на зарубежные курорты из-за долгов консолидатора «Идеал-Тур». Общий объем пассажиров на отмененных рейсах оценивался в 12 тыс. и вызвал настоящий коллапс на рынке. Сегодня туроператоры снова оказались заложниками чужих проблем – и снова приняли удар на себя.
Полетные программы на базе рейсов «ВИМ-Авиа» в нынешний летний сезон поставили такие крупные туроператоры, как «Анекс тур», «НТК Интурист», ICS Travel Group, Coral Travel, «Музенидис Трэвел», TUI Russia, «ТЕЗ Тур», Ted Travel.
«На «ВИМ-Авиа» у нас были запланированы ежедневные рейсы из Москвы в Анталью со 2 по 15 июня. Мы выполним обязательства перед всеми своими клиентами – они вылетят на бортах «Уральских авиалиний», Royal Flight и других перевозчиков», – сообщила RATA-news руководитель отдела по связям с общественностью компании Coral Travel Марина Макаркова.
«Конечно, виновата авиакомпания, но наши туристы не должны от этого пострадать. У нас улетели все. Отмена перевозки в принципе недопустима, поэтому «Музенидис Трэвел» выполнит все обязательства перед туристами до окончания полетной программы, – сказал генеральный директор туроператора Александр Цандекиди. – При необходимости будем пересаживать на борта Ellinair и других перевозчиков, оповещая клиентов заблаговременно».
«Самой напряженной, конечно, оказалась пятница 2 июня. Накануне, когда появилась информация о сокращении чартеров, тоже было очень тяжело – пришлось до глубокой ночи обзванивать агентов и предупреждать о случившемся. Но жалоб у нас нет, так как люди понимают, что это не наша вина», – рассказала директор департамента маркетинга и продаж ICS Travel Валерия Романенкова. Туристов, которые должны были отправиться в Ларнаку 2 июня, удалось рассадить по двум рейсам других перевозчиков. А вот запланированный директорский тур оператор вынужден был отменить.
«Часть рейсов отменена на 100%, но некоторые пока под вопросом. Вот по ним мы ведем ежедневные переговоры с руководством авиакомпании. Уточняем, можно ли их выполнить или надо искать замену. Альтернативная перевозка обходится нам в полтора раза дороже, но по этому поводу мы потом будем разбираться с «ВИМ-Авиа». Сейчас важнее отправить туристов», – пояснил г-н Цандекиди.
По словам г-жи Романенковой, удручает неопределенность и то, что перевозчик информирует об отмене буквально в последний момент: «На рейс 4 июня в Ларнаку у нас были уже выписанные билеты. То есть «ВИМ-Авиа» планировала лететь, мы были в этом уверены еще вечером накануне. А утром за час до вылета рейс отменили. Пришлось туристов срочно пересаживать».
«Сейчас ситуация понемногу стабилизируется, рейсы вылетают, хотя и с задержками. А в первую ночь, когда нас просто поставили перед фактом, было действительно трудно. Но мы организовали работу в аэропортах – информировали туристов, обеспечивали их питанием, водой, размещали. «ВИМ-Авиа» обещает вернуться в расписание ко вторнику 6 июня. Тем не менее мы используем сейчас все возможные ресурсы, чтобы подстраховаться, договариваемся с другими перевозчиками и операторами», – сказал RATA-news генеральный директор TUI Russia Тарас Демура.
Он также отметил, что туристы правильно понимают ситуацию: «Мы убедились, что претензии и жалобы возникают из-за отсутствия информации. Если вы держите туристов в курсе происходящего, проблем не возникает. У нас большинство клиентов относятся к происходящему с пониманием. Аннулировались несколько десятков человек из тысячи туристов, которых коснулись проблемы авиакомпании».
НТК «Интурист» был вынужден отменить рейсы на «ВИМ-Авиа» в Симферополь и Сочи в ближайшие три дня после заявления перевозчика. Компания предложила клиентам полный возврат стоимости несостоявшегося тура или только авиабилетов, если они готовы самостоятельно купить перевозку, воспользовавшись оплаченной наземкой. Можно также перенести поездку на более поздний срок, который будет согласовываться дополнительно. При этом, по словам гендиректора «Интуриста» Виктора Тополкараева, даже в разгар сезона туристам не придется доплачивать, они полетят в счет купленного турпакета. Можно также перебронировать свою поездку на любое из российских или зарубежных направлений оператора.
Как будут дальше складываться отношения туроператоров с «ВИМ-Авиа», пока сказать трудно. «Будем решать, сотрудничать нам с этим перевозчиком или нет. Конечно, репутационные потери очень велики. С другой стороны, «ВИМ-Авиа» была для нас осознанным выбором. Авиакомпания предложила хорошие цены и хорошие самолеты. Такое сочетание – редкость для нашего рынка», – пояснила Валерия Романенкова.
По словам Александра Цандекиди, руководство авиакомпании отдает себе отчет, какой урон нанесен туристическому рынку. И если позднее поступление судов «ВИМ-Авиа» с планового обслуживания можно отнести к объективному фактору, то вопрос своевременной подготовки пилотов для вновь поступивших машин – это уже проблема руководства компании. «Правда, в этой сложной ситуации перевозчик не уходит от ответственности, его руководство на связи, сотрудники присутствуют в аэропорту и помогают решать проблемы», – уточнил собеседник.
Фото lovetraveling.club