К 75-летию установления дипломатических отношений с Китаем Русский музей подготовил виртуальную выставку «Китай и его наследие в русском искусстве.
Из собрания Русского музея». В ее составе – около 150 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XVIII-XX веков из фондов Русского музея, посвященных Китаю, китайскому искусству и некоторым страницам российско-китайских отношений.
14 февраля 1950 года в Москве был подписан договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой. СССР был первым государством, установившим официальные дипломатические отношения с провозглашенной в 1949 году КНР. Обращение к этой теме неслучайно. Именно в Русском музее хранится масштабное историческое полотно «Во имя мира (Подписание договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой)», написанное в 1950 году группой художников под руководством Виктора Вихтинского. На картине изображены главные лица двух крупнейших держав социалистического лагеря ‒ Иосиф Сталин и Мао Цзедун, министры иностранных дел обеих стран, подписавшие договор ‒ Андрей Вышинский и Чжоу Эньлай, видные государственные деятели СССР и КНР.
История взаимоотношений России и Китая началась еще задолго до китайско-советского сотрудничества – в петровское время. Уже тогда китайское искусство являлось объектом восхищения и коллекционирования. Китайские шелка и одежда из них, изделия из фарфора, каменные настольные украшения, роскошные ширмы, лаковые изделия – это лишь неполный перечень того, что украшало быт Петра I. Позднее – во второй половине XVIII века – в русской архитектуре получил распространение «китайский стиль» (шинуазри). Во времена Екатерины Великой в Александровском парке Царского Села в 1780-е годы было начато строительство Китайской деревни, несколько видов которой хранятся в собрании Русского музея.
В начале XIX века графом Юрием Головкиным была осуществлена экспедиция, результатом которой стал альбом Андрея Мартынова «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы» и ряд других серий литографий и рисунков, значительная часть которых представлена в виртуальной экспозиции.
Еще в эпоху Петра I, в середине 1710-х годов, в Пекин прибыла первая Русская духовная миссия. Она совмещала в себе миссионерские, просветительские, дипломатические функции, проводила научные исследования, а также занималась изучением политической и экономической обстановки в Китае. В собрании Русского музея находится уникальный рисунок неизвестного автора «Прием китайскими генералами архимандрита Грибовского и капитана Игумнова в Урге в 1794 году». В 1830–1841 годах при Русской духовной миссии в Пекине служил художником Антон Легашов, в собрании музея хранится несколько портретов и пейзажей, выполненных в этот период.
В начале 1900-х годов в Китае работали Николай Кравченко и Александр Чирков, авторству которого принадлежит масштабное полотно «Обед китайских рабочих».
В Русском музее хранятся также театральные эскизы костюмов и декораций Александра Бенуа к опере Игоря Стравинского «Соловей» на сюжет сказки Ганса Христиана Андерсена, действие которой происходит в китайском императорском дворце. Бенуа считал «Соловья» одной из лучших своих работ, в нем выразилось восхищение художника китайским искусством и лубком. Премьера состоялась в 1914 году на сцене Театра Елисейских Полей в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
В повести «Китайский секрет», написанной в 1929 году художницей по росписи фарфора Еленой Данько, рассказывается, как в разных странах Европы монахи, алхимики, властители и учёные пытались раскрыть тайну китайского фарфора. Художник Николай Лапшин в 1930-е годы проиллюстрировал эту книгу тушью при помощи крохотных рисунков-ремарок и подготовил несколько вариантов обложек, хранящихся в фондах Русского музея.
С момента провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики между Китаем и Советским Союзом были налажены теснейшие контакты во всех сферах жизни: от экономики до культуры. Многие советские художники получили возможность побывать в зарубежной творческой командировке и посетить КНР. В конце ноября 1956 года группа советских художников, в которую входил Владимир Богаткин, выехала в Китай. По итогам этой поездки им был создан альбом автолитографий «По Китаю», объединивший 35 листов, в которых отражены впечатления художника от посещения Пекина, Нанкина, Шанхая, Сучжоу, Ханчжоу, Гуаньчжоу (Кантона) и Уханя.
На виртуальной выставке также можно увидеть иллюстрации к книге Егора Тимковского «Путешествие в Китай через Монголию в 1820-1821 годах», серию рисунков Николая Гриценко, созданных в Китае весной 1891 года во время Восточного путешествия цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II), фарфоровые изделия заводов Батенина и братьев Корниловых, украшенные в китайском стиле («шинуазри»), гравюры и плакаты о событиях в Китае в XX веке, образы китайских студентов, в большом количестве обучавшихся в СССР после подписания договора о дружбе 1950 года и многие другие произведения.
При подготовке виртуальной выставки использовались материалы каталогов выставок Русского музея «Вокруг света с мольбертом», «Андрей Мартынов», «Александр Бенуа», «Для счастья народа» и другие издания.
Виртуальная выставка «Китай и его наследие в русском искусстве» доступна на портале «Виртуальный Русский музей» в разделе Онлайн-ресурсы / Художественная галерея, а также на сайте Русского музея в разделе Издания / Мультимедиа с 14 февраля 2025 года.
Фото Rusmuseum.ru