«Когда моя мама переезжала, то позвала с собой домового — сусетку. Поставила туфлю посреди комнаты и сказала: «Сусетушка, батюшка, поехали с нами», — рассказывает экскурсовод Надежда Мусатова.
Это не байка для туристов. В Пермском крае, как в пироге, скрывается начинка: верования, обычаи, язык коми. О том, как в старину здесь отпугивали неугодных женихов, чем запивать посикунчики и кто может найти клад чуди, — в материале РИА Новости.
Главный город коми-пермяков Кудымкар находится примерно в 150 километрах от Перми. Когда подъезжаешь, видишь деревянные избы с дымящимися трубами, ледяные реки, замороженные степные кочки: обычная русская деревня.
Но это лишь на первый взгляд. «Даже название коми-пермяцкое. «Кар» — городище, Кудым — имя богатыря-основателя», — объясняет Надежда по дороге к холму, с которого началась история этого места.
Кудым-Ош, по преданию, был сыном пама, то есть вождя. Раньше Пермский край населял финно-угорский народ чудь. Легенда гласит: когда сюда пришли коми, аборигены заживо похоронили себя под землей, подрубив стены землянок.
Но перед этим они собрали свое золото, сложили в лодку-пыж и отправили по реке Иньве. Говорят, тот, кто чтит традиции предков, однажды найдет эти сокровища. Чуди посвящен этнопарк «Заветный клад» в деревне Пешнигорт недалеко от Кудымкара, созданный при помощи писателя-фольклориста Василия Климова.
Отец Кудым-Оша пал в военном походе в IX веке, а богатырь решил заложить город на холме Изъюр (или «Каменная голова») в устье реки Кувы. Это возвышение до сих пор белеет на берегу, будто присыпанное солью.
«На Изъюре испокон веков хоронили вождей, памов. Главная шаманка Чекыш предупредила Кудым-Оша, что умершие правители проклянут его, если посмеет возводить здесь дома. Тогда богатырь обратился к Солнцу с просьбой озарить место, где можно строить. И лучи упали на этот холм!» — говорит Надежда Мусатова.
Кстати, по верованиям коми-пермяков, Солнце вокруг Земли несет на рогах лось, у которого было пять ног, поэтому ночь сменяла день слишком быстро. Люди отправили на небо меткого охотника, и тот отстрелил сохатому лишнюю конечность.
Сейчас зима, лютуют злые духи, и даже магический лось с Солнцем на рогах не способен растопить снега и льды, добавить света. Поэтому все, кто приезжает в Кудымкар, идут задабривать потусторонние силы к священному роднику. Вода сочится Вода сочится из каменной головы медведя (оша), высшего мифического существа. Туристам предлагают умыться, сделать пару глотков и оставить у источника какой-нибудь подарок, например монетку.
Центр Кудымкара — обычные хрущевки. Зато дворы этих пятиэтажек пропитаны специями коми-пермяцких сказаний. Вот, например, аллея Кудым-Оша — каменные, словно вылепленные из теста, скульптуры художницы Валентины Ракишевой. Возле каждой — табличка на местном наречии. Первым гостей встречает статуя Перы-богатыря и укрощенного медведя. Кажется, что он говорит: «Бур лун дона йортъяс!», что в переводе — «Здравствуйте».
Пера прославился после победы над Виселом, духом леса, который мешал народу охотиться. По легенде, леший зазвал богатыря к себе переночевать, чтобы расправиться с ним. Спросил, как Пера обычно спит. Тот ответил: «Во сне из меня дым идет». Как только Висел уснул, богатырь сложил одежду, а под нее спрятал горящий уголек. Дух пробудился, схватил копье и воткнул в вещи Перы. Хитрый богатырь выскочил из-за дерева и убил злодея.
Впрочем, коми-пермяки верят, что леший жив. И, собираясь, скажем, за грибами, спрашивают у него разрешения: пишут на кусочке бересты письмо — «кабалу» задом наперед.
Следующая скульптура аллеи Кудым-Оша — с одной стороны — безобразная старуха, с другой — прекрасная девица. С этим связано очередное сказание. Когда пришло время основателю Кудымкара жениться, он решил посвататься к Костэ, дочери князя вогулов. Отец девушки предупредил богатыря: «Хорошо, но, если, увидев ее, передумаешь, голова упадет с твоих плеч!»
Кудым-Ош заглянул в покои Костэ, да так и прилип к полу. Его встретила грязнуля с волосатым лицом. Оказалось, так княжна отпугивала нежелательных женихов! Богатырь ей понравился, она сбросила маску и предстала перед ним во всей красе.
«Умирая, Кудым-Ош пообещал: «Через столетия я вернусь». И вот пришел к нам на эту аллею», — улыбается экскурсовод.
С холода заходим греться в ресторан «Национальный». Коми-пермяки передают рецепты блюд от родителей к детям. И не признают иной еды, кроме той, какой питался некогда Кудым-Ош.
Это прежде всего посикунчики — жареные пирожки. Знатоки местных традиций утверждают: необычное название означает «брызгающую» начинку. Кто-то считает, что вместо буквы «и» была «е», слово происходит от «сечь», поскольку содержимое мелко рубили. Посикунчики набивают мясом, черемухой или пистиками — полевым хвощом.
«В этом году неурожай пистиков. Поэтому приходится довольствоваться запасами — сушеными и замороженными», — уточняет Надежда.
Помимо пирожков, коми-пермяки едят кулиги с грибами (конвертики из теста), шаньги (крупяные лепешки), колбасу из оленины или лосятины, вареники с редькой.
Запивают суром. Это что-то вроде пива. Рожь проращивают, вымачивают, высушивают на печи, затем перемалывают. Муку заливают водой в гвоздянке — миске с носиком. Добавляют разные травы, на вкус хозяйки. Двое суток томят в печке. Сначала образуется сусло, вкусное само по себе. Если им полить запеченную репу, получится лакомство «варенка». Далее в процессе брожения появляется сур.
Сур — сладковато-горький, резкий, пахучий. «Пейте с осторожностью. Иногда злодеи подсыпают в него порошок из сушеной ящерицы. Кто выпьет, превращается в «икотку», одержимую духами», — предупреждает экскурсовод.
Современные коми-пермяки — православные. Предположительно, их крестил в XIV веке монах Стефан. «Он ничего не оставил от прежних идолов. Коми поклонялись, в частности, деревьям. Их главным божеством была необъятная древняя береза. Стефан рубил ее три дня и три ночи. Говорят, все это время она кричала страшным голосом и вокруг разлетались брызги крови», — рассказывает экскурсовод Елена Сунцова.
Впрочем, приняв христианство, коми-пермяки все равно не поняли иконописи: мастерили святых наподобие идолов, раскосых, похожих на себя. Эти скульптуры собраны в Пермской художественной галерее. Среди них — Христос в оковах и распятие.
Один из экспонатов — Никола Можайский, он же Николай Угодник, особо почитаемый тут. В годы христианизации коми-пермяков произошло чудо, весть о котором облетела всю Россию: жители города Можайска молились святому, чтобы уберег от врагов. Тот явился в небе с мечом в руке, и завоеватели отступили.
Коми-пермяцкий Никола — массивный, в одежде цвета травы и леса. По слухам, ночью он оживает и бродит по музею. Научные сотрудники посмеиваются, сторожа утверждают, что вправду слышали чьи-то шаги в залах.
Кто знает, какую магическую начинку вложили коми в свои творения!
Фото: ria.ru