Благополучие и стабильность российского туристического рынка – гарантия устойчивого развития и сфера стратегических интересов московского аэропорта «Домодедово». В прошлом году «туристическая» доля в общем пассажиропотоке аэропорта составила 30%. Об этом заявил директор по маркетингу «Домодедово» Владимир Камынин (фото) на прошедшем в Москве форуме «Туристические маршруты. Весна-лето 2012». Напомним, «Домодедово» обсуживает около 45% пассажиров Московского авиационного узла и является основным «туристическим» аэропортом столицы.
Свои форумы «Домодедово» проводит с 2002 года, их главная задача – формирование программ туристических маршрутов на будущий сезон. В рабочей встрече участвуют руководители ведущих турфирм, представители российских и зарубежных авиакомпаний, совершающих полеты из «Домодедово». «В ходе кратких двусторонних сессий проходят предварительные переговоры между туроператорами и авиакомпаниями (фото), позже заключаются договора, – пояснила пресс-секретарь «Домодедово» Елена Селянченкова. – В этом году впервые в работе форума приняли участие национальные туристические представительства Филиппин и султаната Оман, готовые обеспечить официальный статуc переговорам и последующую поддержку достигнутых договоренностей от авиационных властей своих стран».
Традиционно основное событие на форуме – выступление Владимира Камынина с анализом основных тенденций туристического рынка. По его мнению, в последние годы неотъемлемой составляющей турбизнеса становятся «случайные факторы».
Стабильность, безопасность и определенность, наверное, самые важные вещи для туристического рынка. Кризисы, политические события принципиально влияют на этот сектор экономики, а, следовательно, и на авиаперевозку. Перерывы между кризисами становятся все меньше, и нам надо учиться приспосабливаться. Например, зная, как ситуация складывалась в 2008 году, мы может в преддверии второй волны экономического кризиса предпринять компенсирующие меры и даже попробовать извлечь из этих обстоятельств пользу. Она достижима, если использовать новые рыночные возможности, сглаживать сезонность, формировать новые предпочтения пассажиров», – говорил Владимир Камынин.
В 2010 рынок авиаперевозок начал активно восстанавливаться, но в 2011 году его рост стал замедляться – прежде всего, из-за панарабских революций, оказавших существенное влияние на турбизнес. «В 2012 году можно ожидать еще большего замедления роста пассажиропотока в результате кризисной ситуации в Европе, снижения ВВП России и ухода низкобюджетных авиакомпаний», – охарактеризовал ситуацию г-н Камынин. По его прогнозам, аэропорты Московского авиационного узла в 2011 году обслужат около 56 млн. пассажиров, это на 11% больше чем в прошлом году. В 2012 году можно ожидать только 6% прироста.
При этом темпы роста пассажиропотока «Домодедово», более других зависимого от ситуации на туристическом рынке, в зимний сезон 2010/2011 года были значительно ниже аналогичного показателя других аэропортов Московского авиаузла – в связи с сокращением числа поездок в Египет и Тунис. А вот прошедшим летом результат «Домодедово» значительно превысил темпы роста других аэропортов узла. Выраженная «сезонность» российского туристического рынка, по мнению г-на Камынина, – одна из серьезных проблем: «Разрыв между объемами летнего и зимнего сезона начал уменьшаться в 2009/2010 годы, но в 2010/2011 он снова увеличился».
Получить обобщающую информацию о ситуации на туристическом рынке, как правило, бывает непросто – каждый из участников рынка видит свою часть «картинки». Ценность анализа, проведенного аэропортом «Домодедово», который владеет данными от более 80 российских и международных перевозчиков, весьма значима. Обзор тенденций российского рынка, представленный на форуме Владимиром Камыниным, читайте в следующих номерах RATA-news.