Вопрос о том, как «перезимует» российский турбизнес, и где игрокам рынка в это непростое время искать «островки стабильности», сейчас актуален как никогда. Об итогах кризисного лета 2014, о зимних перспективах туррынка, а также о том, кто сможет выжить в текущих условиях и на каких направлениях можно будет рассчитывать на рентабельность, корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» рассказал Владимир Воробьев, президент туроператора «Натали Турс».
- Владимир, насколько трудным было прошедшее лето?
- Лето действительно было трудное, причём во многих аспектах, особенно по европейским направлениям, т.к. они сильнее всего пострадали от падения курса рубля и антироссийской риторики. Например, денежный оборот по европейским направлениям упал летом на целых 40%, а турпоток – примерно на 30%. В среднем по России рынок «схлопнулся» на 30-40%, но есть регионы, где эта цифра достигла 60% и даже 80%. В частности, к таковым относится Ростов-на-Дону (по причине «близлежащей» политической ситуации), а также «полностью деморализованный» банкротствами Петербург. Вообще по лету проще назвать направления, на которых было более-менее нормально, это, прежде всего, Испания и ОАЭ. Также мы неплохо вышли в части нишевых направлений, например, по ряду регионов Италии, а также по Мальдивам. Всё остальное колебалось от «плохо» до «очень плохо». Кипр, например, был практически полностью «убит» демпингом.
- Какие туроператоры сильнее всего пострадали от такой ситуации?
Прежде всего, те, кто работал по привычке на обороте. Они к осени оказались на грани. При этом те туроператоры, которые ещё имели и кредиты, стали наиболее вероятными претендентами на вылет. Ситуация особенно усугубляется тем, что большинство кредитов были краткосрочными - обычно на полгода, максимум на год. А значит, скоро для многих туроператоров встанет вопрос возврата кредитов, а учитывая отрицательные итоги лета, для них единственным выходом будет только пролонгация либо перекредитование. Однако сейчас банки бегут с туристического рынка, отказывая туроператорам в пролонгации кредитов, и тем более – в новых займах. Тем не менее, надеюсь, что новых банкротств удастся избежать.
- Кто же сможет выжить в этих условиях, ведь все наши туроператоры использовали кредиты?
- Во-первых, не всех, хотя и многие. Во-вторых, выживут те, кто имеет достаточную финансовую «подушку», позволяющую пережить столь сильное падение турпотока. «Натали Турс», к примеру, такие резервы имеет: по нашим расчетам, даже при общем падении турпотока на 60%, мы без проблем продержимся более года.
- Какие направления сейчас наиболее прибыльны для турбизнеса?
- Прежде всего, это ОАЭ. Мы оставались на этом рынке в летний сезон и очень этим довольны – направление показало высокую рентабельность. Полагаю, зимой ОАЭ также останется самым доходным направлением. А вот Карибский бассейн фактически перестал быть массовым направлением для российского туризма – из-за длинного и дорого перелёта в условиях кризиса в экономике спрос туда резко падает. В итоге из Мексики уже ушёл «Аэрофлот», а «Трансаэро» после банкротства «Южного Креста» сократило свои рейсы в Канкун с 3 до 2 раз в неделю. Куба вообще перестала быть массовым направлением уже как несколько последних лет. Лишь по Доминикане останется достаточное количество рейсов, чтобы это направление можно было рассматривать как массовое. И именно по этой причине по Доминикане будет ощущаться переизбыток предложений и некий демпинг. Аналогично и с ЮАВ. Например, на традиционно демпинговом Таиланде «Натали Турс» наоборот сократит объемы на 20-30%.
- А в целом, что касается туристического спроса в России, какова сейчас по нему ситуация? Поедут ли зимой «региональные» туристы?
- Что касается непосредственно зимнего сезона, то ставку предполагается делать на «выжившие» регионы, не показавшие критичного падения объемов, а также на Москву. Москва в зимнем сезоне имеет шанс удержать объемы за счет туристов, привыкших летать за границу четыре раза в год, а также «оклемавшихся» туристов из Петербурга и регионов, которые могут возобновить привычный транзит через Москву.
- Горнолыжные туры останутся «островком стабильности» этой зимой?
- Скорее всего – да. Всю прошлую зиму страшным демпингом, примерно минус 200 евро на пакет, занимался «Южный Крест», взяв к себе в команду людей из «Асента». Фактически они портили весь рынок по альпийской четверке. Теперь этот игрок канул в лету, и тут же все горнолыжные туроператоры вернули ценники к нормальному уровню. Правда, временно это произвело отрицательный эффект – продажи фактически упали до 0. Однако уже в начале октября, когда традиционно начинаются основные продажи новогодних горнолыжных туров, спрос восстановится. Тем более что туристы понимают, что если они вовремя не купят нужный им тур, всю лучшую «наземку» раскупят европейцы.
- Собирается ли «Натали Турс» в «кризисном» зимнем сезоне предпринимать какие-то маркетинговые активности?
- Мы не собираемся останавливаться с точки зрения маркетинговой активности, в октябре возобновим активную рекламную кампанию, причем как имиджевую, так и продуктовую. В частности, на РБК-тв будет запущена рекламная кампания по направлению ОАЭ. Направление выбрано и потому, что по своей специфике «не располагает» к демпинговым играм. Вообще, ситуация в целом складывается интересной в свете открывающихся возможностей, как и при любом кризисе. Мы не считаем должным воспользоваться такой ситуацией, чтобы занять лидирующие позиции на каком-либо направлении, однако закрепиться в определенной нише и расширить позиции рассчитываем.
Интервью предоставлено компанией НАТАЛИ ТУРС