Об этом говорят результаты анализа трендов внутреннего туристического рынка, проведенного туроператором «Дельфин». 13 марта они были представлены гендиректором компании Сергеем Ромашкиным в рамках сессии «Фокус на Россию» на выставке MITT 2018.
«Огромный» рост рынка внутреннего туризма, о котором говорят сегодня многие, на деле во многом является медийным преувеличением, или же такое мнение основано на неверно или предвзято интерпретируемых данных. Так можно выразить один из основных тезисов выступления генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина на MITT 2018. Выступающий подкрепил это рядом статистических выкладок.
Согласно статистике самого туроператора «Дельфин» (являющегося одним из крупнейших игроков на рынке внутреннего туризма), туристический спрос на организованном рынке в последние годы характеризуется циклической динамикой со скачками и спадами, зависящими от множества внутренних и внешних факторов.
Так, наибольший пик турпотока в Краснодарский у самого «Дельфина» (как и у рынка в целом) с 2012 по 2017 г. пришелся на 2016 год (+81% по сравнению с 2012 годом), однако на такой скачок спроса повлияли закрытая летняя Турция и закрытый Египет – год был аномальным. В 2017 году турпоток по внутренним направлениям у компании упал на 54 п.п. – таким образом, рост объемов турпотока по сравнению с докризисным 2012 годом составил всего 27% за пять лет, а по сравнению с 2014 годом – даже показал заметный спад.
Сергей Ромашкин справедливо отметил, что достоверной статистики и корректной методики подсчета всего внутреннего турпотока – как в целом по России, так и в отдельных регионах – сегодня нет, а ее создание серьезно осложнено и наличием достаточно большого теневого сектора. Но, тем не менее, есть ряд ориентиров, которые косвенно свидетельствуют в пользу того, что кардинально объем рынка внутреннего туризма за последние пять лет не поменялся.
Так, по данным ВЦИОМ, доля россиян, выезжающих летом на отдых куда-либо за пределы своего города или села, за последние пять лет держится на уровне 24-27% от опрошенных взрослых граждан и кардинально не меняется. Существенно не меняется и доля граждан, бравших отпуск, но не выезжавших никуда летом за пределы своих мест обитания – 34-41%.
Отсюда можно сделать и закономерный вывод о малой достоверности статистики, говорящей о «десятках миллионов» туристов в некоторых из регионов, считает Сергей Ромашкин. «Если сложить данные, предоставляемые регионами, то они явно превысят численность всего населения России», - заметил выступающий.
Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин во время выступления на MITT 2018
На спад 2017 года во внутреннем туризме, признаваемый практически всеми игроками, безусловно, повлияла Турция – ее рывок в прошлом году, по словам Сергея Ромашкина, «деформировал» рыночную картину.
Благодаря высочайшему отложенному спросу и грамотной ценовой политике, турецким отельерам удалось оттянуть часть туристов не только с внутреннего рынка, в целом «искусственно надутого» за счет закрытия выездных пляжных направлений в 2016 году, но и с ряда массовых выездных средиземноморских направлений – подчеркнул г-н Ромашкин.
Россия является полноценным участником глобальной конкуренции за туриста между странами. И эта конкуренция будет расти, приводя к постоянному перераспределению туристов между разными странами и направлениями
Этот спад, однако, является органическим (ведь 2016 год был аномальным) – фактически рынок вернулся к «нормальному» состоянию. Но он лишний раз показывает тот непреложный факт, считает генеральный директор «Дельфина», что Россия является полноценным участником глобальной конкуренции за туриста между странами. И эта конкуренция будет расти, приводя к постоянному перераспределению туристов между разными странами и направлениями.
Однако не только эта глобальная конкуренция влияет на рынок внутреннего туризма в России. Сергей Ромашкин выделил еще несколько органических факторов, повлиявших на спад внутреннего турпотока в 2017 году и определяющих ожидания от сезона-2018.
На весь рынок – и выездной и внутренний – летом 2018 года продолжит влиять Турция: в феврале 2018 года количество запросов в Яндексе по отдыху в Турции выросло на 104% год к году (а в январе – на 219%), в то время как такие ее конкуренты, как Кипр и Греция оба месяца показывали отрицательную динамику. Окажет свое влияние и Египет, но все зависит от сроков открытия этого направления, полагает г-н Ромашкин.
Безусловно тормозящее влияние на рынок внутреннего туризма оказывает такой фактор, как стагнация реально располагаемых доходов туристов при повышении цен на отдых внутри страны, считает глава «Дельфина».
Так, если в 2012 году фактические траты одного туриста на летний отдых, по данным ВЦИОМ, составляли 24,7 тыс. р., в 2014 г. – 29, 7 тыс. р., то в 2016 и 2017 году – 36 тыс. р. и 37,3 тыс. р. соответственно. По этим же данным, туристы в 2017 году были готовы потратить на свой летний отпуск сумму, не превышающую 39,8 тыс. р.
Внутренний поток, который в 2017 году во многом вернулся к своим «естественным» объемам, стабилен, но вряд ли будет расти в 2018 году. Прогноз Сергея Ромашкина – нулевой рост в целом по рынку.
Внутренний поток, который в 2017 году во многом вернулся к своим «естественным» объемам, стабилен, но вряд ли будет расти в 2018 году. Прогноз Сергея Ромашкина – нулевой рост в целом по рынку.
Ряд курортов показали естественное падение уже в 2017 году. Так, объемы пассажиропотока в аэропорт Анапы снизились в 2017 году. По динамике запросов в Яндексе в январе-феврале этого года Анапа в целом показывает слабоположительную динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (январь – минус 3%, февраль – плюс 5%). Г-н Ромашкин полагает, что Анапе для органического роста уже не хватает ее песчаных пляжей и традиционной аудитории семей с детьми, курорт не развивается в плане новых продуктовых предложений и концепций отдыха.
Крым также, судя по статистике, прошел свой пик популярности, пришедшийся на 2016 год, считает гендиректор «Дельфина». Уже в прошлом году рынок наблюдал снижение общего потока в Крым как по данным Симферопольского аэропорта (5,1 млн пассажиров в 2017 году против 5,2 в 2016 г.), так и по данным с Керченской переправы (6,1 млн человек в 2017 г. против 6,2 в 2016-м).
Здесь рост также не может быть обеспечен – за счет того, что Крыму пока не удалось сконвертировать яркий и живой первичный интерес туристов в 2015-16 гг. в расширение «своей», лояльной постоянной аудитории: направлению нужно думать над развитием. В итоге число запросов в Яндексе на отдых в Крыму в январе 2018 года снизилось в годовом выражении на 13%, в феврале – на 5%.
Исключением из общего тренда, полагает глава «Дельфина», станет Сочи, который может продемонстрировать небольшой рост турпотока в этом году. В 2017 году зафиксирован годовой рост пассажиропотока в аэропорту Сочи (5,49 млн. в 2017 году против 5,12 млн в 2016 году).
Сочи, благодаря своим «фишкам», активному развитию и новым предложениям для туристов как в высокий, так и в низкий сезон, удалось пойти наперекор общему тренду спада и даже вырасти.
Такое же развитие событий может быть спрогнозировано и на этот сезон, полагает г-н Ромашкин. Те же данные Яндекса подтверждают, что Сочи – единственное из российских туристических направлений, демонстрирующий значительный рост числа запросов в Яндексе в годовом выражении (январь +31%, февраль +17%) в начале 2018 г.
Благодаря росту объемов в Сочи некоторый спад внутреннего турпотока в других регионах скомпенсирует потери в целом по рынку, полагает Сергей Ромашкин.
Фото: Вестник АТОР