Водный транспорт спустя год после крушения «Булгарии» по-прежнему является проблемной зоной. Несмотря на то, что число выявленных аварийных ситуаций по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 50%, чиновники готовы довести войну с нерадивыми судовладельцами до победного конца. Водный транспорт в России всегда находился не в самом лучшем состоянии и жил по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». К большому сожалению, «громом» явилась трагедия с «Булгарией», заставившая власть внимательнее приглядеться к отрасли, жившей два десятилетия в режиме свободного плавания. Как случалось и раньше, государство приняло «креативное» решение и ударило по судовладельцам, в большей степени нерадивым, тотальными проверками, которые стали осуществлять
Госморречнадзор, отвечающий за состояние дел с морским и речным транспортом в России. «БалтИнфо» стали известны итоги работы этого ведомства в первой половине 2012 года, которые показали что ситуация, несмотря на серьезные подвижки, все же пока очень далека от идеала. Известно, что за первые шесть месяцев нынешнего года государственными транспортными инспекторами проведено 12 тыс. 189 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых было проверено 509 судоходных компаний и осмотрено 10 тыс. 375 судов. В ходе инициированных проверок было выявлено 7 тыс. 897 нарушений, из них: 291 нарушение при проверке юридических лиц и 1 тыс. 939 нарушений при осмотре судов.
Результатами ревизий было приостановлено движение 798 судов, а 1 тыс. 415 должностных лиц были привлечены к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов на судовладельцев составила более трех миллионов рублей. В ведомстве подчеркнули, что число аварийных случаев, выявленных и учтенных Госморречнадзором, в сравнении с 2011 годом, уменьшилось на 50%. Тем не менее чиновники уверены, что это еще далеко не предел и готовы довести войну с судовладельцами, ведущими игру не по правилам, до победного конца. «Ужесточение требований безопасности позволило вести активную борьбу с владельцами, закрывающими глаза на очень многие проблемы»,- считает начальник Управления государственного морского и речного надзора Петр Ермолаев. По его словам, наиболее распространенными являются следующие виды нарушений: несоблюдение правил пожарной безопасности, отсутствие спасательных средств, нарушение правил эксплуатации судов. «Не боятся судовладельцы нарушать численность экипажа и пассажиров, количество которых порой превосходит разумные пределы,- отметил Ермолаев.- Также очень часто встречаются ошибки в сопроводительных документах, а порой и вовсе их отсутствие».
В этой связи стоит вспомнить, что в свой злополучный рейс «Булгария» вышла без лицензии, что является очень серьезным нарушением. Петр Ермолаев уверен, что окончательно исправить ситуацию поможет увеличение штрафов и принятие закона об ужесточении контроля за судоходством на внутренних водных путях РФ, рассматриваемый Государственной Думой. «Большие штрафы позволят искоренить судовладельцев, которых, к сожалению, интересует только прибыль, а не обеспечение безопасной эксплуатации суда. Новая система штрафов будет серьезно влиять на их бизнес, сделав его в первую очередь нерентабельным»,- уверен чиновник. При этом он добавил, что на законопослушных бизнесменах это никак не отразится. Сами «законопослушные бизнесмены», соглашаясь с этим утверждением, в свою очередь сетуют на то, что частые проверки все же мешают ведению дел. Также предприниматели жалуются на то, что государство отстранилось от проблем.
«Ситуация с «Булгарией» в корне изменила отношение к нам. Увеличилось количество проверок. В 10 раз выросло и число требований, некоторые из которых порой очень завышены и выполнение выливается в неоправданную трату времени и денег»,- заявил корреспонденту «БалтИнфо» директор НП «Городской водно-экскурсионный автобус» Дмитрий Санг. Все это, по мнению судовладельцев, отвлекает их от более важных забот, убирая на второй план заботы о квалифицированном персонале и исправном флоте. По словам владельца судна, пожелавшего остаться неназванным, именно работа персонала играет основополагающую роль. «Техническое состояние судна – это важное, но не главное. Большинство трагедий происходят по причине человеческого фактора», – рассказал представитель одной из компаний. Напомним, двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля 2011 года во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в трех километрах от берега.
По данным Следственного комитета России, на судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, из которых около трети были дети, находившиеся в момент трагедии в каюте для игр. Крушение «Булгарии» стало крупнейшей катастрофой речного транспорта в современной истории России. Масштабное расследование обстоятельств трагедии близко к завершению. Было возбуждено уголовное дело, по которому сейчас проходят пять человек. Гендиректору арендатора судна казанского ООО «Аргоречтур» Светлане Инякиной инкриминировали ст. 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»); ст. 263 («Нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта») и ст. 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. Первая статья вменяется также старшему эксперту камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову. Кроме того, ему, а также двум чиновникам Ространснадзора - начальнику казанского линейного отдела волжского управления ведомства Иреку Тимергазееву и главному госинспектору Владиславу Семенову - предъявлены обвинения в «злоупотреблении должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ).
Старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов обвиняется по ст. 263 УК РФ. Старпом находится под подпиской о невыезде, его сообщники - под арестом. Он, а также один из надзорщиков признали свою вину. Обвиняемые приступили к ознакомлению с материалами 90-томного дела. Кроме того, стало известно, что преследование капитана судна Александра Островского и старшего механика Владимира Подъячева, погибших в катастрофе, некоторое время назад было прекращено. По версии следствия, ЧП случилось из-за совокупности факторов - шторма; плохого технического состояния судна; неумелых действий экипажа; десятков открытых иллюминаторов, через которые хлынула вода.