Водный туризм – проблем пока что больше, чем достижений

На состоявшемся в Петербурге Пятом международном форуме «Морской туризм» его участники старались найти эффективные рычаги для изменения ситуации, сделав акцент на таких перспективных направлениях, как речной и яхтенный туризм.

 Форум «Морской туризм», который на минувшей  неделе работал в городе на Неве и был организован в рамках проекта «Санкт-Петербург – морская столица России», собрал свыше трехсот участников из более чем 40 регионов России и десятка зарубежных стран. Они представляли как разные уровни власти, так и все заинтересованные в развитии водных видов туризма стороны – от производителей судов до операторских компаний.

Открывая первое пленарное заседание, руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков привел нерадостную статистику, которая как раз и отражает ситуацию. «Ежегодное снижение объема туристских перевозок по воде в России, начиная с 2009 года, составляет около 100 тыс. человек в год. – заявил он. - В 2012 году речными артериями страны воспользовались всего 13,7 млн человек, из которых на туристские маршруты пришлось только 345,8 тыс. человек - это лишь 70,9% от уровня предыдущего года».
 
Более-менее прилично в России выглядит разве что сфера морского и паромного туризма: они год от года демонстрируют рост пассажиропотока, и есть уверенность в том, что эта тенденция сохранится.  Как отметила Ольга Пикерас, операционный директор Intercruses, «По нашим оценкам, к 2020 году количество зарубежных круизных пассажиров в России должно составить около 1,1 млн человек. А из числа россиян в морских круизах примет участие до 500 тыс.».
 
По части речного туризма хвастать особенно нечем: ситуация после крушения «Булгарии» и последовавшего спада хотя и улучшается (в этом сезоне операторы говорят о 30-процентном росте бронирований по сравнению с 2012-м), но проблемы направления практически не решаются. Средний возраст судов достигает 45 лет, новых почти не строится (за последние годы в России появился только один новый теплоход, в то время как в Европе – более ста), реки мелеют, инфраструктура развивается слабо. 
   
Однако самые скромные результаты пока демонстрирует получивший недавно «зеленый свет» яхтенный туризм: несмотря на то, что еще в мае 2012 года в России создали законодательные условия для захода в ее внутренние воды иностранных маломерных судов, за прошлый год такой возможностью воспользовались всего … 22 иностранные яхты.
 
«Все они столкнулись с одними и теми же проблемами: отсутствием мест отдыха на берегу, заправок и ремонтных пунктов», – констатировал Александр Радьков. Несмотря на открытие на форте Константин в Финском заливе постоянного пассажирского многостороннего пункта пропуска через государственную границу  для маломерных, прогулочных и парусных судов, до сих пор в городе на Неве принято не более ста таковых.
 
При этом соседи по Балтике на яхтенном туризме зарабатывают весьма приличные деньги: по статистике, ежегодное количество судозаходов иностранных яхт в Таллинн составляет 6 тыс., в Турку – более 10 тыс., в Стокгольм – более 20 тыс., а оплаченные иностранными яхтсменами услуги по использованию инфраструктуры исчисляются десятками миллионов евро.
 
Вместе с тем планы по развитию водного туризма у государства впечатляющие. В частности, Ростуризм направил в 59 регионов страны запросы с предложением представить идеи по развитию круизного, яхтенного и других видов водного туризма, а уже осенью в стране должны принять соответствующую профильную программу. Проекты уже реализуются в Костромской, Рязанской и Калужской областях, в Краснодарском крае и Республике Карелия.
 
В Калининградской области (в поселке Рыбачий), к примеру, совсем недавно открыли первый и единственный в регионе речной пункт пропуска, предназначенный для госконтроля по оформлению яхт и спортивных судов.
 
«Этот проект – только начало большой программы по развитию инфраструктуры, способной принимать как большие, так и малые суда, - подчеркнула Марина Агеева, министр по туризму Калининградской области. – У нас уже есть целая серия схожих по профилю проектов для ряда городов и поселков региона».
 
Есть аналогичные и в других российских. В частности, в Петербурге недавно подписано соглашение о сотрудничестве между городом, региональной спортивной общественной организацией «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» и ОАО «Газпром», в рамках которого стороны договорились создать яхтенный порт мирового уровня «Геркулес», затратив на это около $60 млн. (финансировать будет «Газпром»). Именно на его базе в дальнейшем будут проводить ежегодную детскую всероссийскую регату «Оптимисты Северной столицы. Кубок Газпрома», а также  международную регату крейсерских яхт Nord Stream Race. Однако при этом новый порт, как и некоторые другие в городе на Неве, для иностранных яхт будет закрыт…
 
Кроме государственных политики и мер по развитию водных вдов туризма, участники форума провели несколько рабочих сессий и панельных дискуссий, посвященных морскому, речному и яхтенному видам туризма, а также проблемам подготовки кадров, строительства судов и законодательства.
Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Конференции»

Июнь 16, 2025 - 14:03

17 июня 2025 года на площадке концертно-спортивного комплекса «Арена» в Санкт-Петербурге пройдет «Мой бизнес Forum» — главное деловое событие года, которое обещает удивить своими масштабами.

 

Июнь 16, 2025 - 11:37

Приглашаем принять участие в III форуме «Арктика-Регионы» 31 июля - 1 августа 2025 года. Представьте свои разработки и достижения, найдите партнёров и инвесторов для реализации перспективных проектов! 

 

Июнь 8, 2025 - 05:19

IX Международный Невский форум 2025: Формирование практических решений для развития России в многополярном мире 26 – 27 июня 2025 года в Петербурге состоится IX Международный Невский Форум  «Россия в многополярном мире: политика, экономика, образование», организатором которого является Президентская академия в Санкт-Петербурге.  

 

Июнь 4, 2025 - 14:40

Понять китайскую грамоту: Какое будущее готовит нам нынешнее тесное сближение с Китаем? Как правильно сосуществовать с великим соседом? Такие сложные вопросы поставили перед собой участники очередного заседания Столыпинского клуба, прошедшего под девизом «Понять китайскую ДНК: история, ценности, характер, формирующие политику».