«Различные виды водного туризма мы рассматриваем как одно из наиболее перспективных направлений туризма в России, - заявил заместитель руководителя Ростуризма Дмитрий Амунц, выступая в рамках VI Международного форума «Морской туризм», проходящего 26 и 27 июня в Санкт-Петербурге. - Однако для того чтобы оно стало эффективно развиваться, предстоит сделать очень многое как на законодательном, так и на практическом (в частности, инфраструктурном) уровнях».
Двухдневный профильный форум, по традиции организуемый в рамках федерального инфраструктурного проекта «Санкт-Петербург – морская столица России», в этот раз собрал около 300 делегатов из 50 регионов России и нескольких иностранных государств. Их вниманию были предложены около 30 докладов в рамках пленарных заседаний, а также еще несколько десятков презентаций в ходе конференций, посвященных развитию в России морского, речного и яхтенного видов водного туризма.
Тематика выступлений оказалась чрезвычайно широкой: участники форума обсуждали (а подчас горячо спорили) и о проблемах обновления речного флота, и о сложностях, которые сопровождают прибывающих в Россию зарубежных яхтсменов, и о перспективах развития морского круизного туризма в некоторых российских регионах.
В частности, Дмитрий Амунц особо подчеркнул, что морской круизный туризм в нашей стране имеет весьма серьезные перспективы на Черном море, а также в тех регионах, где можно успешно развивать экспедиционные или приграничные круизы.
«Сейчас мы особенно активно работаем над развитием круизного туризма в районе Шпицбергена и земли Франца-Иосифа, а также по Амуру, где есть возможность сочетать речные и морские круизные маршруты, - подчеркнул он. - Однако и на Черном море, в Сочи, где теперь имеется отличная инфраструктура по приему круизных лайнеров, это направление, безусловно, необходимо всячески продвигать и развивать».
Вместе с тем и он, и ряд экспертов не скрывают: пока в этом направлении похвастать особо нечем. В теории все вроде бы и гладко, а на практике получается не очень. К примеру, из трех законодательных инициатив, призванных снизить визовые барьеры на пути иностранце в Россию (в том числе предложение предоставлять возможность 72-часового безвизового пребывания командам зарубежных яхт), пока ни одна не стала законом.
Причем, по словам представителя МИД РФ в Петербурге Владимира Алимова, сложности с получением российской визы в перечень факторов, препятствующих въезду в нашу страну, не входят. А вот Михаил Алексеев, руководитель диспетчерской службы яхтенного пункта пропуска «Форт Константин», напротив, считает, что «отсутствие возможности заходить в наши воды на яхтах без визы на 72 часа сильно уменьшает число тех, кто хотел бы это сделать». «В существующих сейчас условиях мы ничего не можем противопоставить ни Таллинну, ни Котке», – без обиняков заявил он.
Однако нельзя сказать, что не делается ничего: во многих российских регионах уже либо реализуют, либо готовятся реализовать множество проектов в сфере водного туризма. Причем речь как раз идет о территориях, где пока водные виды туризма развиты слабо.
Например, заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Оксана Губина назвала массу адресов, где начато или запланировано строительство морских круизных терминалов или яхтенных портов. По ее словам, речь идет не только о европейской части страны, но и Дальнем Востоке: такие планы у «Росморпорта» есть во Владивостоке, Корсакове и Петропавловске-Камчатском.
«Интерес к заходам в эти порты у зарубежных круизных операторов есть, – констатировала она. – И сейчас нам крайне важно создать там соответствующую инфраструктуру приема судов и их пассажиров».