Судоходная компания "Водоходъ", входящая в UCL Holding Владимира Лисина, заключила с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) контракт на строительство круизного лайнера.
По данным "Ъ", сумма контракта — 3,2 млрд руб. Это второй круизный лайнер "река-море", строящийся в России, первый был заложен в августе в Астрахани. "Водоходъ" планирует эксплуатировать лайнер на маршруте Москва--Петербург с приоритетом иностранных туристов. В отрасли называют выбор направления рациональным и отмечают, что, несмотря на спад популярности речных круизов у иностранцев, в будущем ситуация может улучшиться.
ОСК и "Водоходъ" заключили контракт на строительство круизного лайнера, эту информацию "Ъ" подтвердили как в ОСК, так и источник, близкий к "Водоходу". В ОСК пояснили, что судно будет строиться на нижегородской верфи "Красное Сормово" по программе "Гознак-лизинга", лайнер должен быть сдан в 2020 году. Собеседник "Ъ", близкий к "Водоходу", сообщил, что стоимость контракта — 3,2 млрд руб. "Водоходъ" будет туроператором судна.
Это второй круизный лайнер типа "река--море" проекта PV300VD, первый вместимостью 300 пассажиров заложен в августе 2016 года на судостроительном заводе "Лотос" в Астрахани, по заказу Московского речного пароходства, он будет эксплуатироваться в Каспийском бассейне с 2019 года. Стоимость первого лайнера, говорил в декабре в интервью "Ъ" президент ОСК Алексей Рахманов, будет выше 3 млрд руб., она разделена на две части — строительство самого судна и его интерьера. Как говорят в ОСК, второй лайнер будет "демократичнее", "три-четыре звезды, попроще отделка и поменьше каюты", что потребует изменений проектной документации. Но источник "Ъ", близкий к "Водоходу", уверяет, что лайнер нельзя считать "более демократичным", он также будет класса "пять звезд", основное отличие — большая пассажировместимость, 342 пассажира. Достичь этого удастся за счет "оптимизации помещений", поясняет он. Также собеседник "Ъ" отмечает, что увеличение числа мест сократит срок окупаемости.
Второй лайнер будет эксплуатироваться в основном на маршруте Москва--Петербург с конца апреля по октябрь, говорит источник "Ъ". По его словам, в "Водоходе" рассчитывают на иностранцев, но маршрут будет популярен и у российских туристов. Собеседник "Ъ" не исключил, что процесс строительства пойдет быстрее и маршрут будет запущен в конце сезона 2019 года. Гендиректор PAC Group Илья Иткин называет выбранный маршрут рациональным: "Москва и Петербург — основные города, которые иностранные туристы посещают в России, вполне вероятно, что проект будет востребован. В последние годы число зарубежных путешественников на речных круизах сократилось, но в будущем показатель будет увеличиваться". По данным Росстата, за январь--сентябрь 2016 года число поездок интуристов снизилось на 6,8%, до 19,2 млн.
Изначально при выборе места строительства первого лайнера "Красное Сормово" также обсуждалось наравне с "Лотосом", говорилось и о возможной кооперации верфей. Алексей Рахманов пояснял, что передача контракта в Астрахань была связана с хорошим расположением "Лотоса", "чтобы вывести лайнер сразу на внутренние водные пути". Он отмечал, что заказчик желал видеть большую долю импортных комплектующих, а присутствие "Лотоса" в СЭЗ позволяет экономить на НДС и пошлинах. Надежда Малышева из Portnews говорит, что в проектах очень важны сроки исполнения, строить два судна на одной верфи рискованно. По ее словам, "Красное Сормово" демонстрировало достаточно высокое качество работы по танкерному флоту и дноуглубительным судам, но не получило продление серийного контракта на дноуглубительные суда для ФГУП "Росморпорт". В связи с этим у верфи есть все шансы выполнить заказ и построить круизный лайнер в срок, добавляет госпожа Малышева.
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ