По информации “Ъ”, крупнейший в РФ оператор речных круизов «Водоходъ» готовится к ряду изменений. Новая стратегия компании, рассчитанная на более тесную работу с иностранными пассажирами и уход в сторону люксового сегмента, не была поддержана единогласно, и в январе компанию покинет ее бессменный гендиректор Александр Трофимов.
Источники “Ъ” не исключают, что в будущем «Водоходъ» может заняться арктическим туризмом на базе экспедиционных судов, которые могут быть построены на финской верфи Arctech. Эту верфь бывший заместитель главы Минтранса Виктор Олерский сейчас приобретает у Объединенной судостроительной корпорации.
Как стало известно “Ъ”, совладелец «Водохода» Ришат Багаутдинов займется оперативным управлением своего бизнеса и будет временно исполнять обязанности гендиректора вместо Александра Трофимова. По словам собеседников “Ъ”, господин Трофимов уже написал заявление об уходе, официально он должен покинуть компанию в середине января. Связаться с господином Трофимовым не удалось. Ришат Багаутдинов отказался от комментариев.
«Водоходъ» — крупнейший российский оператор речных круизов и туристический оператор полного цикла. Компания была образована в 2004 году на базе реформированной «Волга-Флот-Тур» (судоходная компания «Волжского пароходства», созданная в 1999 году). Флот компании — 27 четырехпалубных круизных судов, 9 «Метеоров» и 9 прогулочных теплоходов. Ежегодный объем перевозки круизным флотом превышает 100 тыс. человек, прогулочным и скоростным флотом — 450 тыс. человек.
Александр Трофимов, придя в круизную отрасль в 1990-х годах, руководил «Водоходом» с момента создания. Источники “Ъ” связывают уход господина Трофимова с расхождением во взглядах с собственниками компании относительно дальнейшей стратегии ее развития. В начале декабря на сайте «Водохода» было опубликовано интервью нового директора по развитию Сергея Колтовича. Спустя три дня оно было удалено, поскольку, как разъяснили в компании, некоторые фразы господина Колтовича «были некорректно интерпретированы интервьюером, отчего был искажен смысл отдельных его высказываний». В интервью (текст доступен в кэше Google) Сергей Колтович говорил о принятой акционерами и менеджментом компании стратегии ребрендинга «Водохода» и выстраивании нового рыночного позиционирования. Он отмечал возможность удвоения доходов «Водохода» за четыре-пять лет практически на той же операционной базе и при небольшом увеличении количества судов за счет более правильного баланса между бюджетным, премиальным и люксовым сегментами, а также выхода на зарубежные рынки.
Собеседники “Ъ” на рынке рассказывают, что в рамках новой стратегии у «Водохода» есть идеи повысить стоимость тура с 2020 года на 50% и при этом выйти на прямые продажи зарубежным клиентам. Но для выхода в более премиальный сегмент необходимо реконструировать теплоходы, которые в большинстве морально устарели. Для этого нужно время и дополнительные деньги, при этом уход в премиальный сегмент приведет к снижению пассажировместимости судов, говорят собеседники “Ъ”. Российские туристы в большей части малоплатежеспособны, а с учетом геополитической напряженности иностранные туристы теперь не горят желанием покупать российские круизы, отмечает один из источников “Ъ”.
Совладельцы «Водохода» Ришат Багаутдинов и Владимир Касьяненко — давние партнеры бывшего заместителя главы Минтранса Виктора Олерского, напоминают собеседники “Ъ”. Господин Олерский планирует приобрести у Объединенной судостроительной корпорации финскую верфь Arctech Helsinki Shipyard (см. “Ъ” от 31 октября). По данным “Ъ”, существует идея строить на этой верфи экспедиционные суда для «Водохода», рассчитанные на хождение в Арктике, Антарктике и высоких широтах. Такие круизы, как правило, относятся к классу люкс. Один из собеседников “Ъ” отмечает, что в ближайшее время в мире должно быть сдано в эксплуатацию порядка 20 подобных судов и у «Водохода» есть шанс занять нишу на этом рынке.
Анастасия Веденеева
Рисунок: Виктор Чумачев / Коммерсантъ