В Русском музее открылась выставка одного из последних романтиков Руси Виктора Васнецова.
Я шла, затаив дыхание, так мне нравились его удивительные картины русских просторов и сказок. У меня даже на смартфоне стоит его Аленушка, грустящая на берегу.
А на выставке я увидела этюд кувшинок, будто только что уплывших от нее. Было грустно.
И, переходя из зала в зал, мне казалось, что эта грусть проходит через все его произведения и их судьбы. Возьмите хотя бы сражение былинных богатырей на картине «Бой скифов со славянами».
Не могло это исторически случиться, и надо было понимать, что это просто бой России с нашествием — шла первая мировая война. Заказчиком выступил С. И. Мамонтов — он участвовал в постройке Донецкой железной дороги — участке, который должен был соединить те районы с Сибирью. И когда я читаю названия городов, через которые она должна была проходить = Кременное, Славянск — невольно возникают ассоциации с сегодняшним днем…
И еще ассоциация. Один из порталов оснащен фотографией иконостаса Владимирского собора в Киеве. Смотреть больно и страшно — что то там, в каком состоянии достояние наших народов?
И прямо на вас смотрит огромными глазищами Богоматерь с младенцем: что же вы такое делаете?
Рядом представлен черно белый картон — рисунок, хранящийся в доме Васнецова в Москве до сих пор. Смотреть без слез нельзя.
Страшно смотрятся «Воины Апокалипсиса» — эскиз неосуществленной росписи плафона центрального нефа киевского собора. При создании изображения В.М. Васнецов использовал текст шестой главы Откровения Иоанна Богослова. Художник разрабатывал эту тему несколько лет, создал более пяти эскизов.
Апостолу является видение: первый всадник -победитель с луком на белом коне, второй всадник мученик с мечом на рыжем коне, третий всадник на вороном коне и чет вертый всадник на «бледном» коне, олицетворяли неверие и ужасные бедствия.
Почти десятилетие живописец трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Более двух тысяч квадратных метров росписи оставлено нам в наследство
В этом же зале размещёна картина «Архангел Михаил», высоченное полотно, на котором видно чудище, которое пытается захватить современный по тем временам город. Но оно поражено — наши богатыри спасут мир от этой нечисти.
И ещё о судьбах произведений Васнецова. .
12 лет кропотливого труда ушло у художника на уникальную роспись Собора Александра Невского в Варшаве, где мастер расписал 2800 квадратных метров. С его авторских эскизов было создано шестнадцать огромнейших мозаичных сюжетов.
К сожалению, красотой храма жители Варшавы любовались недолго. Польские власти, провозгласив независимость страны, приняли указ о сносе православных храмов. В 1926 году храм исчез с лица земли. На это даже собирали деньги — выпущены были специальные боны, которые впоследствии оплачивались стройматериалами разрушенного здания.
В это время в Барановичах, которые находились тогда в составе Польши, но имели значительную часть православного населения, шло строительство Покровского храма. Комитет по строительству ходатайствовал, чтобы мозаики из Александро-Невского храма были переданы в Барановичи. На сегодняшний день там сохранилась только мозаика «Богоматерь с младенцем», закрепленная в алтарной апсиде храма. Это маленький фрагмент того самого в тысячу квадратных метров мозаичного полотна, сделанного по эскизу Виктора Васнецова «О Тебе радуется…». Работы Бруни сохранились храме в большем количестве.
На выставке представлены работы Васнецова для храма в Дармштадте, который не тронуло время и войны, и эскизы мозаик Спаса-на-Крови.
Выставка заканчивается на позитивной ноте. Мы входим в зал, где нас уносит ковёр — самолёт в счастливое будущее без войн и разрушений.
У кар тоже сложная судьба, перекликающаяся с современностью. Она принадлежала С.И. Мамонтову, но, после ложных обвинений его в финансовых махинациях, была выставлена на аукцион и приобретена нижегородским купцом М.М. Рукавишниковым. Спасибо Нижегородскому художественном музею за предоставление картины.
Стоит отметить благородство Третьяковской галереи, которая предоставила своих Трёх богатырей. Очень удобная развеска на выставке позволяет досконально рассмотреть, как долго и тщательно художник подбирал цвета, часто меняя их, усиливая акценты.
Ещё интересный экспонат из Москвы — тактильная копия картины » Витязь на распутье». Хорошо, что музеи пусть даже в таком виде дают людям с проблемами со зрением познакомиться с нашей историей.
На выставке представлена последняя работа художника, хранящаяся в Музее истории религии. Это крест — распятие для приходской церкви в Москве.
Кстати, очень рекомендую посетить дом-музей Васнецова в Москве 6- там до сих пор хранятся картины больших размеров, которые практически нигде не экспонировались, поскольку их невозможно вынести из помещений 0.
Одной из самых больших загадок в творчестве Виктора Михайловича Васнецова остается сказочный цикл «Поэма семи сказок» (1901–1926, Музей Виктора Васнецова), состоящий из семи живописных произведений: «Спящая царевна», «Царевна Несмеяна», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Баба-Яга», «Сивка-Бурка» и «Ковер-самолет».
Художник работал над этими полотнами последние двадцать пять лет жизни, однако их замысел и история создания остаются для нас тайной, поскольку нет документов — писем, дневников или воспоминаний, — проясняющих эти вопросы.
На выставке представлены несколько картин из этой серии и интерактивный экран с описанием. Очень занятно, поскольку таких чудных иллюстраций к сказкам я не видел. Жаль, что они малоизвестные. Эти произведения стали открытием для меня.
После этой выставки у меня возникло желание побывать и в Барановичах, и в Киеве и в Дармштадт. Может, когда нибудь это станет реальностью, как и жизнь без любых войн.
Выставку нужно обязательно посетить. Возможно, у вас возникнут другие ассоциации, чем у меня. Пусть так. Чем больше мнений, тем интереснее жизнь
Татьяна Бушманова
Фото newreportage.ru / Татьяна Бушманова