Количество речных круизных пассажирских судов в России к 2025 году сократится почти на 30%, до 87 (с учетом нового флота). К 2030 году его количество может уменьшиться до 53 судов без учета тех, которые могут быть построены. Такие данные в рамках вебинара PortNews привел глава Морского инженерного бюро (МИБ) Геннадий Егоров.
По его словам, сейчас в России порядка 115-120 действующих судов, средний возраст которых около 47 лет. При этом на фоне их модернизации будет наблюдаться сокращение пассажировместимости. В 2019 году этот показатель составил 24,6 тыс. человек, к 2025 году он снизится до 18,8 тыс., а к 2030 может упасть до 11,6 тыс. пассажиров, сообщил глава МИБ.
С учетом стоимости строительства, отсутствия достаточного опыта верфей и длительной окупаемости, а также проблем, возникших из-за коронавируса, круизные речные компании не спешат с новыми заказами. Глава совета директоров «Водохода» Виктор Олерский назвал решение о строительстве двух крупных круизных судов «Водоходом» и «Мостурфлотом» совместным подвигом. В 2017 году «Водоходъ» заказал теплоход «Мустай Карим», строительство ведет нижегородский завод «Красное Сормово».
Предполагалось, что судно будет сдано в первом квартале 2020 года и уйдет в круиз, но эти планы были нарушены пандемией. Компания рассчитывает получить теплоход к 10 июля, сообщил Виктор Олерский. Он признался, что есть «некие задержки», они носят «эстетический характер», так как на премиальном судне важны красота и комфорт пассажиров.
Проблемой для круизных компаний в РФ остается и низкая платежеспособность.
Стоимость круиза у операторов за человеко-сутки порядка 12 тыс. руб., сообщил г-н Олерский. Это выше пожеланий российского туриста, который готов к 6-7 тыс. руб., и «нужно создавать такого пассажира». Г-н Олерский отдельно отметил необходимость господдержки в виде льготного лизинга, субсидирования ставок и т.д.
По оценкам МИБ, в пересчете затрат на одну каюту строительство нового судна в РФ обходится в $500 тыс., конверсия (с использованием существующих элементов) – $200 тыс., модернизация на премиум-сегмент – $100 тыс., а обычная модернизация – $30–50 тыс. При этом, по словам Геннадия Егорова, в Германии строительство нового судна в пересчете на стоимость одной каюты составляет $350 тыс.
Московское речное пароходство (МРП) с 2016 года строит круизное судно «Петр Великий» на входящем в ОСК заводе «Лотос». Глава МРП Бахтиер Касимов предположил, что компании будут принимать решение о строительстве нового флота на основе опыта эксплуатации строящихся сейчас судов. Не факт, что это будут корабли такой вместимости, как «Петр Великий» и «Мустай Карим», которые покроют сегмент большого круизного премиального флота, полагает г-н Касимов: в дальнейшем заказывать могут суда поменьше. Для продвижения российских круизов необходимо упростить визовую процедуру для иностранцев, а также увеличить рекламу на зарубежных рынках, сказал Бахтиер Касимов «Коммерсанту».
Нижегородская компания «Гама» строит два пассажирских колесных судна «Золотое кольцо» на входящем в ОСК заводе «Лотос». Генеральный директор «Гамы» Дмитрий Галкин отметил, что для строительства новых кораблей экономика должна позволять судоходной компании в разумные сроки их окупить. Он также отметил, что понимание верфями сути круизного бизнеса относительно, у них «затратный механизм превалирует над результатом, что должна получить судоходная компания-клиент». Много времени и средств требуется также на получение документов в регистре, нужна корректировка нормативной базы, добавил он.
Фото: Сергей Дружаев/fotokto.ru