Вопрос жизни. Иркутский турбизнес не согласился с поправками в отраслевой закон

На осенней сессии Госдума планирует принять в окончательном чтении законопроект, который участники туристского рынка называют «антитуристическим».

Его официальное название – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ» - не более, чем камуфляж, за которым скрывается явное намерение укрупнить туристический бизнес, убрав с «поляны» малый и средний бизнес, уверены туроператоры Иркутской области.

Год назад, после череды банкротств крупных российских туроператоров, правительство России поручило профильному министерству разработать законопроект, защищающий российских туристов в подобных нестандартных ситуациях. И хотя в группе риска оказались организаторы чартерных программ, почему-то было решено реорганизовать всё выездное направление без учёта специфики деятельности туроператоров. «Законопроект предполагает, что, помимо взносов в фонд «Турпомощь», страхования туроператорской ответственности, появится ещё и фонд персональной ответственности туроператора. Это банковская гарантия, предоставляемая в «Турпомощь», которая будет предъявлена к оплате в случае возникновения у оператора финансовых проблем, - комментирует Вадим Копылов, гендиректор компании «Гринэкспресс». - При этом туроператоры должны заранее определить количество туристов в будущем году и перечислить в фонд по 100 рублей за каждого из них. По нашим подсчётам, в результате всех этих законодательных новаций нагрузка на малый и средний бизнес, работающий в сфере выездного туризма, увеличится в два раза».

В настоящее время региональный туроператор, отправляющий туристов за рубеж, ежегодно платит страховой компании от 100 до 200 тысяч рублей за страхование ответственности и вносит в фонд «Турпомощь» ещё 110 тысяч. Это не считая налогов и других обязательных платежей. Туркомпании Иркутской области утверждают, что «Турпомощь» и страховка отнимают у них половину доходов. «Таким образом, повышая сборы в два раза, государство лишает региональный турбизнес экономических оснований для продолжения деятельности. Зачем работать, если не имеешь возможности зарабатывать», - сокрушается эксперт.

«В последние годы федеральные операторы занимали в Иркутской области до 80% выездного рынка, а местные фирмы специализировались только на приграничном туризме в Китай и Монголию, - рассказывает STI Игорь Коваленко, председатель Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма. – Это типичная ситуация для России, подобные цифры и на Дальнем Востоке, в Западной Сибири, в Приморье. Оборот иркутских региональных туроператоров, занятых в сфере выездного туризма, даже по самому популярному направлению – Китаю, до 2014 года составлял в среднем 5 млн. рублей в год, из которых компании оставалось около 10% выручки (то есть 500 тысяч рублей). При этом туроператор должен ежегодно платить в среднем 250 тысяч рублей страховой компании и в «Турпомощь». Сейчас, когда выездное направление находится на спаде, увеличение платежей будет иметь катастрофические последствия».

Региональным туроператорам удалось сохранить за собой выездные потоки в Китай и Монголию. Как отмечает Игорь Коваленко, при формировании туров в эти страны используется регулярная перевозка от S7, «Хайнаньских авиалиний» и «ИрАэро», которые осуществляют полеты в Пекин, Маньчжурию, Харбин, Далянь. Поэтому сегодня все туры на Жёлтое море: в Далянь, Бэйдайхэ, Циндао, Вэйхай, Яньтай – для жителей Иркутской области организуют местные компании. Кроме того, довольно популярными являются автобусные, железнодорожные либо комбинированные туры. Самые востребованные из них: автобусные туры по маршруту Иркутск–Забайкальск–Маньчжурия; комбинированные туры – от Иркутска до Забайкальска на поезде «Баргузин», а затем автобусом от Забайкальска в Маньчжурию или Хайлар (Внутренняя Монголия, КНР). Также региональные туроператоры при формировании туров активно используют железнодорожный маршрут Москва – Пекин, отправляя на нём туристов в Харбин.

По оценке экспертов STI, в случае, если будут приняты «антитуристические» поправки в отраслевое законодательство, все эти программы и направления будут закрыты. «Если будет уничтожен приграничный туризм, то на рынке выездного направления Иркутской области останутся только крупные турецкие туроператоры. Мы отдадим рынок полностью, - прогнозирует собеседник STI. - Не сомневаюсь, что в будущем законодатели исправят свою катастрофическую ошибку, но за это время мы потеряем профессионалов, лишимся зарубежных партнёров, и возвращение на рынок будет очень тяжёлым». «Если исходить из последней версии законопроекта, которая предложена Думе, то туроператорский рынок, который и так неважно себя чувствует, съёжится до предела. На рынке не останется местных компаний, будут работать только федеральные или международные, - разделяет прогнозы коллеги Вадим Копылов. – И агентский рынок также будет ждать коллапс, что скажется на стоимости и качестве отдыха».

Одним из последствий подобных решений стало развитие нелегального сектора. «Операторам придётся отвечать своими фондами не только за свои огрехи, но и за огрехи агентов-нелегалов, - уверен Вадим Копылов. - Это неизбежно, поскольку контроль за рынком очень слабый или вообще отсутствует». По прогнозу эксперта, в случае, если от деятельности нелегалов пострадают единичные туристы, они будут вынуждены сами решать свои проблемы – на них средства «Турпомощи» тратить никто не станет. А если недобросовестным агентам удастся надуть большой финансовый пузырь (что при отсутствии контроля нельзя исключить), государство вряд ли закроет глаза на эту ситуацию, и мошну «Турпомощи» растрясут в очередной раз – невзирая на то, обоснованно это или нет.

Представители регионального турбизнеса опасаются, что изменения в отраслевом законодательстве не сформируют действенный механизм решения конфликтных ситуаций, но при этом будут нести непосильное финансовое бремя. «Получается, что малые компании, занятые приграничным туризмом и использующие для его осуществления автотранспорт, регулярные железнодорожные и авиационные рейсы, оплачивают вывоз из-за рубежа клиентов крупных туроператоров, которые, используя возможности чартерных программ, допускают демпинг и формирование финансовых пирамид в турбизнесе, комментирует Игорь Коваленко. - Мы видим в этом не только несправедливость, но и стимул, одобрение для мошенников на туррынке».

Альтернативой депутатским новациям может стать возврат к лицензированию туристической деятельности, полагают специалисты иркутского турбизнеса. «Если законодателям хочется навести порядок на рынке, стоит вернуться, - убеждён Владимир Сверкунов, генеральный директор компании «Арготур». – Нельзя допускать к выездному направлению людей, работающих на дому. У руководителя компании должен быть хотя бы трёхлетний опыт работы». По информации эксперта, в Иркутской области не произошло ни одного банкротства выездного туроператора. Оба случая, в результате которых в 2013-14 годах пострадали рядовые потребители, - и банкротство «Пилигрим Тура», и банкротство «Коктейля путешествий» -  это тёмные истории турагентов, допускавших демпинг, в результате которого произошло формирование «финансовых пузырей». «Компании, давно работающие на рынке, так агрессивно и неосторожно себя не ведут», - констатирует Владимир Сверкунов.

По мнению собеседника STI,  желание клиентов получить максимальную скидку является благодатным полем для деятельности нелегалов. От них-то как раз закон никого не страхует. «Клиент приходит в туркомпанию, в которую обращался много раз, просит разработать ему предложение. Получает полную информацию по маршруту, ценам. Потом просит время подумать. А сам идет к нелегальному турагенту, даёт ему всю информацию, и тот берется организовать такое же путешествие за меньшие деньги, - обрисовывает схему Владимир Сверкунов. - Сейчас доступ к системе бронирования имеют все кто угодно, так что, казалось бы, никаких проблем. Но у меня несколько клиентов вернулись после того, как потеряли деньги в подобных схемах, и теперь даже не заговаривают о скидках – всё же важнее получить качественную услугу, не оказаться без отдыха и без денег».

Трендом последнего времени стал отказ страховых компаний от страхования туризма. Юрий Немировский, руководитель компании «Байкал-Комплекс» полагает, что в такой ситуации было бы целесообразно использовать «Турпомощь» в качестве коллективного страховщика, но страховать нужно каждую путевку, а не деятельность компании как таковой. «В этом случае будет соблюдён принцип справедливости: сколько туристов перевёз – столько взносов и заплатил», - отметил он.

Принятие поправок к отраслевому закону нанесёт непоправимый ущерб региональному турбизнесу, уверены в Сибирской Байкальской ассоциации туризма. «Мы считаем внесённый в Думу законопроект неэффективным с точки зрения защиты интересов потребителей, необоснованным с точки зрения прогнозируемого результата (компании не станут более надёжными – напротив, их финансовая состоятельность будет подорвана) и не соответствующим заявленным Президентом России, Правительством, Государственной Думой и другими органами власти целям по выработке антикризисных мер подержки отечественной экономики, - заявляет Игорь Коваленко. – В Иркутской области в результате принятия рассматриваемого Госдумой Закона безработными окажутся более 500 человек только в секторе турдеятельности, не говоря уже о мультипликативном эффекте в смежных отраслях. Десятки тысяч их клиентов будут вынуждены отказаться от поездок на отдых в сопредельные государства или будут вынуждены делать это на свой страх и риск, без каких-либо гарантий».

Иркутские туроператоры полагают, что оптимальным было бы отклонение законопроекта и разработка нового текста, предусматривающего универсальный и широко применяемый в международной практике механизм страхования каждой путёвки. «Но, понимая необратимость процесса законотворчества, мы обратились с предложением хотя бы уменьшить размер фингарантий и взносов в фонды для малых региональных операторов (приграничный, индивидуальный туризм и т.п.), не организующих перевозку чартерными рейсами или блоками мест. В частности, необходимо установить градацию при расчёте взносов в фонд «Турпомощь», начиная с 10 тысяч туристов, и установить для этой категории туроператоров взнос в размере 10.000 рублей, - рассказывает Игорь Коваленко. – Кроме того, для малых предприятий в сфере туризма необходимо оставить на прежнем уровне – 500 тысяч рублей – размер финансового обеспечения деятельности туроператоров, поскольку предложенные в законопроекте 30 млн. рублей – это, в лучшем случае, размер шестилетнего оборота таких операторов. В среднем полный пакет обязательств малых туроператоров перед клиентами на каждый текущий момент не превышает полмиллиона рублей». Предложения иркутских туроператоров СБАТ передала в Госдуму и Общественную палату РФ. Общественная палата уже заявила о поддержке позиции иркутян.

http://www.sibtourport.ru/sti-info/news/sti/content/16767

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Январь 13, 2025 - 16:23

Уважаемые господа! Приглашаем Вас и/или Вашего представителя 23 января 2025г. принять участие в семинаре «Трудовые отношения с иностранными работниками в 2025 году. Последние изменения миграционного законодательства РФ».

 

Ноябрь 7, 2024 - 09:25

Мнение Александра Бурдонова - эксперта по классификации и председателя ОО ЗПП "Курортный Крым" о планах Минэка проводить проверки объектов размещения с 2025 года.

 

Октябрь 24, 2024 - 20:54

Дума подводит итоги летнего турсезона. Прошел «круглый стол» Комитета по туризму с участием представителей профильных департаментов Минэка и региональных министерств и ведомств, отвечающих за развитие туризма, руководителей РСТ, корпорации Туризм.РФ, депутатов Думы и сенаторов.

 

Октябрь 19, 2024 - 13:36

Например, поехать на море вместе с бабушкой или самостоятельно приехать к родителям, которые выехали за рубеж раньше него?