Росимущество вынашивает планы по увеличению ставки аренды взлетно-посадочных полос столичных аэропортов к осени. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на свои источники в аэропортах. Например, топ-менеджер из Шереметьево ожидает, что ставка вырастет с нынешних 200 до 500 млн рублей в год. Текущие платежи Домодедово и Внуково значительно ниже – примерно 90 млн и 70 млн рублей соответственно. Государство, будучи собственником Шереметьево и Внуково, может обязать их платить больше. С Домодедово ситуация сложнее – договор аренды с компанией «Ист-Лайн» истекает только в 2073 году. При его заключении ставка вообще составляла 3 млн рублей в год. Только в 2006 году после многолетней судебной тяжбы «Ист-Лайн» и Росимущество пришли к консенсусу, что пересматривать ставку можно лишь раз в пять лет и только по обоюдному согласию сторон. Можно ли изменить эти условия?
По мнению адвоката Ильи Тугуева, для ответа на этот вопрос нужно детально изучить сам договор и последующие соглашения. Г-н Тугуев полагает, что при прочих факторах при определении стоимости аренды учитывалось и то, что «Ист-Лайн» фактически построил новый аэропорт, чего не скажешь про Шереметьево. Однако юрист напомнил, что существует внесудебный путь решения проблемы, и государство мастерски им владеет. Возросшие расходы аэропорты переложат на авиакомпании, а те, что естественно, – на пассажиров. Как может вырасти цена авиабилетов? Если оперировать элементарной математикой, на примере Шереметьево – 500 млн (ожидаемая ставка) минус 200 млн рублей (текущая ставка) поделить на пассажиропоток «Шарика» – 22,5 млн человек, то получится 13,3 рубля на пассажира. Однако, например, рост таможенных тарифов на условные 5% вызывает повышение цены на товар в той же пропорции, что уже весьма существенно. Хотя Валентин Ведякин, директор по развитию компании «Аэро Клуб», полагает, что рост стоимости билетов будет незначительным. Сегодня и так в некоторых тарифах сборы аэропортов доходят до половины стоимости перевозки. «Учитывая, что на многих направлениях сегодня появляется реальная конкуренция, то перевозчики все-таки будут стараться не повышать цены», – добавил г-н Ведякин.