Рассмотрение Госдумой проекта поправок в закон о турдеятельности запланировано на 22 марта. По сути это будет тот же законопроект, который еще осенью вызвал массу споров и категорическое сопротивление со стороны подавляющего большинства участников рынка. Участники турбизнеса в лице АТОР и РСТ выступили с жесткой критикой таких предложений, как «обязательный учет электронных путевок» и работа агентств от имени и по поручению туроператора, согласившись, в целом, с остальными нормами. Несмотря на это а также несмотря на многочисленные обращения участников туррынка, и даже очередную приостановку деятельности туроператора (когда стало понятно, что даже работа «от имени и по поручению» ни от чего туристов не спасает), кардинально пересматривать документ никто не собирается.
В ходе обсуждения в Комитете Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере туризма выяснилось, что Всероссийский союз страховщиков (ВСС) все еще не получал никаких запросов о туристических органов власти о возможности увеличения финансового обеспечения туроператоров. «Суммы покрытия свыше 200 миллионов, предлагаемые для туроператоров с оборотом больше 100 миллионов в год, вызывают большие вопросы. Я бы собрала консолидированное мнение страховщиков, спросив, кто будет страховать на такие суммы, на каких условиях, во что это обойдется туроператорам. Без ответов на эти вопросы предложение о повышении финансовой гарантии до 200 миллионов рублей принимать нельзя», - заявила исполнительный директор компании «Европейское туристическое страхование» Юлия Алчеева. Другой вариант защиты туристов – страхование каждой путевки страховщики также не просчитывали.
По мнению Юлии Алчеевой, выгодоприобретателем по таким полисам должны быть не только туристы, но и турагентства, а возможно, и туроператоры, и авиакомпании, которые непосредственно оказывают помощь по вывозу путешественников. Если такой продукт будет действительно разработан, то его стоимость будет достаточно высокой.
Гендиректор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев предоставил математические подсчеты. «При банкротстве самой крупной российской компании за рубежом окажется максимум 20-30 тысяч туристов. Вывозить их будут авиакомпании, так как у людей есть оплаченные обратные билеты на руках. Средняя стоимость пребывания туристов в гостинице - $500, значит, для ее оплаты нужен фонд на 10 миллионов долларов. Что касается механизма повышения фингарантий, этот вопрос надо проработать более внимательно и подробно, так как страховщики не возьмутся страховать крупных туроператоров на $500 млн», - отметил эксперт.
Большие споры вызывает поправка об обязательной регистрации каждой путевки, ее оформлении в электронном виде, а также передача сведений о каждом зарегистрированном туристе в Ростуризм. «Не понятно, как быть с туристами, которые не покупают весь туристический пакет, а приобретают только перелет либо размещение.. Такая мера приведет к обратному эффекту: все компании уйдут работать «в черную». При разработке закона нужно опираться на мировой опыт. А он не предусматривает попыток тотального контроля. Напротив, большинство стран идут по пути либерализации и саморегулирования рынка», - уверена исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Эксперты также отмечают, что указанная мера не согласуется с законом о защите персональных данных. «Это дополнительная нагрузка на бизнес, когда нам понадобятся еще сотрудники, а затраты на бухгалтерию и так велики. Сколько сотрудников надо держать при нашем низкомаржинальном бизнесе?! А захотят ли сами туристы, чтобы информация об их поездках была в Ростуризме?», - спрашивает гендиректор группы компаний СНП Андрей Головин.
Как считают участники рынка, предлагаемые меры не до конца защищают потребителя.
Непонятно и стремление поделить поправки на категории. В частности, о необходимости введения обязательного саморегулирования высказываются не только участники рынка, но и Минспорттуризм, и Ростуризм, и даже премьер-министр Владимир Путин. Тем не менее, проработка этой меры постоянно откладывается. «Введение обязательного саморегулирования смогло бы одновременно решить большинство проблем: как на туроператорском рынке, так и на турагентском. Ведь ответственность агентств вообще никак не прописана в туристском законодательстве. Этот вопрос важно решить до наступления летнего туристического сезона.», - отметила Майя Ломидзе.