Создание пула компаний, страхующих ответственность туроператоров, а также повышение минимального покрытия полисов выезжающих за рубеж до уровня шенгенских стран - 30 тысяч евро позволит в полной мере защитить туристов, заявил на пресс-конференции в РИА Новости президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим. "Страховой пул позволит солидарно контролировать все риски. Не секрет, что сегодня многие страховые компании пытаются выживать за счет демпинга, пытаясь предложить низкие цены, а потом неизвестно как выживать. Страховой пул позволит контролировать взносы, ежегодно собираемые с туроператоров. Если кто-то продает туроператору страховку по демпинговой цене, мы сообщим туроператору, что эта страховка ненадежна, а также госорганам о том, что эту компанию нужно проконтролировать", - отметил он, добавив, что ВСС выступает за повышение фингарантий для туроператоров в зависимости от оборота. Он рассказал, что все компании, у которых есть лицензия на страхование туроператоров, должны войти в страховой пул. "Тогда мы видим ликвидность рынка и входящий тариф. Это означает, что, когда мы продаем часть страхового портфеля за рубеж, иностранные компании видят, по какому тарифу они могут купить этот пакет. Если тариф низкий - они откажут, и это будет катастрофа. По такому принципу страхуются космическая отрасль и другие подобные отрасли", - рассказал Кигим, добавив, что в этом случае туристу не нужно будет проверять надежность страховой компании, покупая горящие дешевые путевки. Эксперт отметил, что скандалы с банкротствами туроператоров заставляют потребителей говорить о том, что им выгоднее организовывать свои путешествия самим. Но на самом деле в этом случае они не более защищены от проблем, чем когда покупают пакетный тур. "Нельзя призывать граждан самим организовывать отдых. Можно, например, посмотреть на опыт Великобритании, где туристы платят в специальный страховой фонд ATOL 2,5 фунта с каждого авиабилета. Деньги из фонда идут на экстренный вывоз с помощью авиаперевозчика только тех туристов, которые купили комплексный турпродукт. Государство дает сигнал: комплексный продукт, туроператор, контроль - тогда будет гарантированный вывоз", - подчеркнул Кигим. Он отметил, что ВСС предлагает использовать для всех стран страховку, которая дается при выезде в Шенген, - 30 тысяч евро. "Мы знаем, что страны Европы без этой страховки никого не пустят. Такая страховка стоит от одного до полутора евро в день. Эта страховка добровольная, но она должна продаваться, либо с гражданина нужно брать документ, что он отказывается от покупки такой страховки. Мы как страховщики в части страхования ответственности туроператоров должны ответить на два вопроса - как будут выглядеть тарифы и как должна выглядеть страховка выезжающего за рубеж", - заявил Кигим. Вице-президент АТОР Владимир Канторович отметил, что идея страхования каждого тура, которая обсуждается среди других мер регулирования туррынка, показала свою несостоятельность. "Была компания, которая страховала каждого своего туриста от невыезда. Эта компания называлась "Капитал тур". Если туроператор - банкрот, он не переводит деньги партнерам за услуги, оплаченные туристом, в том числе и страховку", - подчеркнул он. По его мнению, привязка финансовых гарантий к обороту даст тот же самый эффект, что и страхование каждого тура, только деньги туроператор заплатит вперед. Сейчас туроператоры платят в среднем 1% суммы финансового обеспечения. В случае повышения размера фингарантии для крупных компаний до 200 миллионов плюс 10% с оборота, как это предлагается в поправках в закон о туризме, тариф страхования может вырасти до 2-3%.