По данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», предполагаемые траты на летнюю поездку одного члена семьи в этом году составят почти 40 тыс. руб. Отсутствие материальных возможностей и планы провести лето на работе остаются главными препятствиями на пути к выездному отдыху.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты ежегодного исследования, посвященного планам россиян на предстоящий летний сезон.
Провести лето дома планирует почти каждый второй россиянин (47%), чаще – пожилые люди (55% среди 60-летних и старше), респонденты с плохим, по их оценкам, материальным положением (54%) и жители сел (68%). Если число «домоседов» за год практически не изменилось, то дачный отдых после всплеска популярности в 2016 г. (35%), потерял позиции (до 29%). Другие города России, Черноморское побережье Кавказа и Крым собираются посетить около 10% опрошенных. Заграничные поездки планируют лишь 6% опрошенных.
Проблемы с деньгами по-прежнему остаются основной причиной отказа от поездок – ее назвали 44% опрошенных, не намеревающихся покидать место проживания. Работать все лето будут 17%. В три раза стало больше тех, кто не сможет выехать за пределы места проживания по семейным обстоятельствам (с 4% до 12%).
При этом самым желанным местом отдыха второй год подряд россияне называют Крым: 37% при наличии возможности провели бы лето именно там. На второе место в списке впервые за 12 лет измерений вышли курорты Черноморского побережья Кавказа - 31% опрошенных назвали это место самым привлекательным для себя. Заграница теряет позиции – она заняла только третью строчку в списке (22%).
Предполагаемые траты на отдых (из расчета на одного члена семьи) существенно выросли: с 33.653 в 2016 г. до 39.806 руб. в 2017 г., что превышает прошлогодний показатель на 18%. Существенно больше, чем россияне в среднем, планируемые расходы жителей Москвы и Санкт-Петербурга (53.328 руб.), респондентов с высоким достатком (45.108 руб.).
Специально откладывают деньги на поездку 48% респондентов, планирующих отправиться отдыхать – в сравнении с прошлым сезоном эта цифра существенно выросла (с 36% в 2016 г.). Остальные же либо оплатят путешествие из текущих средств (22%), либо за счет дополнительно привлеченных средств: подработок, премий (13%)
Ожидания от отдыха в этом сезоне более оптимистичны, чем в 2016 г.: доля тех, кто рассчитывает, что предстоящую летнюю поездку проведет лучше, чем предыдущую, выросла с 22% до 28%. 8% опрошенных ожидают худших итогов отдыха, в сравнении с предыдущим летом. Большинство (60%) же полагает, что предстоящий отпуск будет равноценен предыдущему.
Турцию в качестве потенциального места отдыха в ближайшие годы рассматривают 13% наших сограждан. Турецкие курорты манят в основном молодежь и жителей столичных городов (среди 18-24-летних планируют поехать туда 28%, среди москвичей и петербуржцев – 19%, среди тех, кто уже ранее бывал в Турции, - 36%). Рекомендовать такое путешествие друзьям готовы 25% (среди 18-24-летних – 48%, среди уже бывавших в Турции – 51%).
Безопасность отдыхающих в Турции в среднем оценивается на 2,66 балла, и даже среди наиболее лояльных групп этот показатель не сильно превышает трех баллов (из пяти возможных).
Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых упоминаемых в российских СМИ стран в контексте «летнего отдыха» с начала 2017 года. В рейтинге лидируют российские курорты (15,9 тыс. сообщений). Далее в рейтинге идут Турция (4,11 тыс.), Греция (2,11 тыс.), Таиланд (1,91 тыс.), Египет (1,89 тыс.), Италия (1,81 тыс.), Испания (1,68 тыс.), Франция (1,56 тыс.), Кипр (1,36 тыс.) и Болгария (1,21 тыс.).
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в презентации.
Инициативные всероссийские опросы «ВЦИОМ-Спутник» проведены 27-28 апреля и 14-16 мая 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 (для двухдневного опроса) и 1800 (для трехдневного опроса) респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5% (для двухдневного опроса) и 2,5% (для трехдневного опроса). Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 40 800 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь - май 2017 года.
Фото wciom.ru