Авиакомпании должны выплатить пассажирам €6,5 млн за задержку и отмену рейсов. Сумму компенсаций подсчитали специалисты сервиса Air Help. Эксперты проанализировали данные по всем перелетам из Евросоюза в Россию и наоборот. Как пассажирам вернуть свои деньги за ожидание? Выясняла Полина Смертина.
В этот туристический сезон путешествовать из России в Европу и обратно было затруднительно и долго. С марта по август в трех московских аэропортах — Домодедово, Внуково и Шереметьево — были задержаны 110 европейских рейсов, 43 были вовсе отменены. При этом сложнее всего улететь и прилететь оказалось в Шереметьево, на втором месте антирейтинга — Домодедово, на третьем — Внуково.
Все отклонения в расписаниях происходили из-за авиакомпаний. Именно перевозчик и должен заплатить пассажирам за испорченный отпуск. По европейскому законодательству можно рассчитывать как минимум на €250, пояснил региональный директор сервиса Air Help по Восточной Европе Евгений Лонский: «Самая большая компенсация, которая положена по закону, €600. Она полагается в том случае, если вам нужно было лететь свыше 3,5 тыс. км, задержка рейса случилась по вине авиакомпании, и в пункт назначения вы прилетели более чем с трехчасовым опозданием».
Общая сумма компенсаций за отмены и задержки европейских рейсов впечатляет — более €6,5 млн. Рекордсмен по объему потенциальных выплат — «Уральские авиалинии», компания должна пассажирам свыше €900 тыс. Среди других крупных должников — греческий перевозчик Ellinair и российская S7.
Самостоятельно получить деньги у перевозчика достаточно сложно, предупреждает гендиректор сервиса для взыскания компенсаций Compensair Роман Гильманов: «При требовании компенсаций абсолютно нет привязки к гражданству пассажира. Зачастую даже никаких билетов не требуется — достаточно указать номер бронирования и номер билета. Но, конечно, чаще всего авиакомпании не хотят выплачивать эти деньги. Так что приходится при помощи юриста составлять текст первичной претензии, подавать ее в авиакомпанию, после чего добиваться ответа и идти в суд при отказе перевозчика от выплаты».
С августа появилась еще одна возможность получить дополнительные компенсации — в России вступили в силу правила Монреальской конвенции. Выплаты за отмену и задержку международного рейса теперь могут составить несколько сотен тысяч рублей, отметил эксперт международной организации гражданской авиации ИКАО Виталий Бордунов: «В случае вреда жизни, здоровью, багажу, задержки и отмены рейса у пассажира есть право требовать компенсацию. В случае задержки максимальная выплата каждому пассажиру может доходить до 390 тыс. руб. Но там же и сказано, что у перевозчика есть возможность заявить о том, что он сделал все, чтобы международный рейс состоялся».
Пока пассажиры не привыкли спорить с авиакомпаниями. Лишь 1% от всех пострадавших пытается получить компенсации за часы ожидания в аэропорту, и это только на руку перевозчикам. Например, в этом году непунктуальные авиакомпании заплатят пострадавшим не €6 млн, а лишь €66 тыс., и это в лучшем случае.
Всего за весну и лето пострадали почти 14 тыс. авиапассажиров, чьи рейсы задерживались или отменялись. Самая сложная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге. В аэропорту Пулково в высокий сезон отменили 43 рейса. Пассажиры могут потребовать с авиакомпаний почти €2 млн.
Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ