Выставка «Александр II в Царском Селе. “Наконец я дома…”» открылась в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

В Зубовском флигеле Екатерининского дворца открылась выставка «Александр II в Царском Селе. “Наконец я дома…”».

Музей-заповедник «Царское Село» посвятил ее 200-летию со дня рождения императора. На открытии присутствовал Павел Эдуардович Куликовский, потомок Александра II.

В экспозиции представлены живопись, мебель, фарфор, оружие, бронза, одежда (мундиры) – всего около 200 предметов, которые принадлежали императору и его семье и окружали их в царскосельской резиденции. Московский музей-усадьба «Останкино» предоставил для выставки 25 предметов мебели из Кабинета императора в Останкинском дворце. 

Хиты экспозиции – оружие из Азиатской комнаты, личные вещи с рабочего стола Александра II (часы, портфель, портреты внуков), а также предметы знаменитого Лионского гарнитура из гостиной императрицы Марии Александровны. 

Экспозиция разместилась на первом этаже Зубовского флигеля – там, где располагались апартаменты императора. К сожалению, убранство этих помещений – так же как и залы второго этажа, где проживала императрица Мария Александровна – было утрачено во время Великой Отечественной войны. Музей предпринял попытку «реконструировать» несколько интерьеров, вернув в них предметы обстановки, которые находились там исторически. Личные комнаты Александра IIзапечатлены на акварелях Луиджи Премацци, Эдуарда Гау, на иллюминированной фотографии Штейнмюллера, а также на фотографиях 1930-х годов. 

В состав личных комнат Александра II входили Передняя, Камердинерская, Туалетная, Кабинет, Азиатская,Штандартная (или Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Приемная. 

Экспозиция в бывшей Камердинерской посвящена супруге императора Марии Александровне. О комнатах на ее половине напоминают сохранившиеся акварели с видами интерьеров и гарнитур, состоящий из часов и двух канделябров, находившихся в Гостиной императрицы.

При Александре II интерьер Туалетной комнаты менялся, но неизменной оставалась мебель из красного дерева: диван, комод-туалет с откидной крышкой и скромным умывальным прибором, стол, кресла и настенное зеркало со столом-консолью. Из мебельного убранства Туалетной сохранились два полушкафа красного дерева и кресло, обтянутое коричневой кожей, а также люстра золоченой бронзы. Парные вазы-ароматницы, выполненные на Королевском фарфоровом заводе в Берлине, императорская чета получила в 1857 году в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма IV. 

О том, как менялся облик Кабинета, можно судить по акварелям Эдуарда Гау, сделанным в 1845 и 1857 годах. На первой из них изображен кабинет великого князя, на второй – уже императора. В годы Великой Отечественной войны мебельное убранство Кабинета полностью погибло. В экспозиции представлена подлинная мебель из Кабинета Александра II во дворце Дмитрия Николаевича Шереметева в московской усадьбе Останкино, где в 1856 году перед началом коронационных торжеств останавливался император и его семья. К приезду высочайшей фамилии был произведен крупнейший за историю дворца ремонт, к нему привлекли лучших зодчих. В соответствии с модными тенденциями того времени комнаты были меблированы в стиле «второго рококо». Предположительно, мебель для новых помещений заказали в Петербурге в мастерской братьев Гамбс. Предметы из этого гарнитура можно увидеть на выставке.

Помимо мебели из останкинского дворца в интерьере представлены многочисленные мемориальные предметы, принадлежавшие императорской чете: портреты их сыновей Николая, Александра, Павла и Сергея, рамка с портретами внуков, подаренная Александру II от детей на 25-летний юбилей восшествия на престол; бювар с изображением кабинета императора в Зимнем дворце, чернильный прибор в форме дорожного сундучка и ряд других предметов, которыми пользовался император.

Один из самых интересных интерьеров – Азиатская (Турецкая) комната или «маленький Турецкий салон» – был создан под влиянием увлечения искусством Востока по проекту баварского художника Г. фон Мейера. Отделка зала привлекала богатым декором, яркостью и экзотичностью решения. Почти все его убранство составили дипломатические дары персидского и бухарского властителей, подношения придворных и вещи, привезенные Николаем I и Александром II из восточных походов. Предметы из коллекции царского оружия были развешены вдоль стен на ярких восточных коврах и собраны в симметричные композиции-трофеи. Интерьер напоминал восточную курительную комнату, исполненную в роскошном «мавританском» стиле. 

В помещении бывшей Азиатской комнаты будут представлены подлинные предметы: богато декорированное турецкое холодное оружие, которое когда-то украшало эти стены, кумганы для напитков, благовоний и масел, кофейный столик и костюм Ибрагима-паши.

Стены Арсенальной комнаты на выставке украшают полотна художника Адольфа Гебенса с изображением форм русской армии и картина Ораса Верне «Проклятая погода».

В бывшей Штандартной представлено полотно Иоганна Швабе «Любимцы императорской семьи». В императорской доме всегда держали собак, которые пользовались особой любовью и привилегиями. Император Александр II обожал своих питомцев и заказывал картины с их изображениями известным живописцам.

В помещении, которое когда-то было Приёмной Александра II, представлены предметы убранства Лионского зала: мебельный гарнитур из лазурита и позолоченной бронзы, изготовленный по проекту Ипполита Монигетти на Петергофской гранильной фабрике, мягкая мебель, ширма и живописные полотна «Сибилла Ливийская» неизвестного художника круга Франческо Барбьери и композиция итальянца Феличе Скьявони «Смерть Рафаэля», приобретенная великим князем Александром Николаевичем во время его путешествия по Италии. 

АлександрII, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, родился 17 (29) апреля 1818 года. Александр IIвошел в историю как царь-реформатор. 

Еще в детстве великий князь со своими родителями проводил в Царском Селе лето и осень, привязанность к которой Александр пронес через всю жизнь. В свое первое заграничное путешествие наследник престола отправился также из Царского Села, и, несмотря на то, что эта поездка произвела на Александра Николаевича большое впечатление, он «горел нетерпением прибыть в Царское Село», и въезжая в него одиннадцатилетний наследник воскликнул: «Наконец я дома, Боже мой!.. какое счастие видеть места и людей, сердцу милых». С этим местом были связаны самые радостные и самые грустные события в его жизни. 

Во время путешествия по Германии Александр Николаевич полюбил юную принцессу Марию Гессенскую (Максимилиану Августу Софию Марию), младшую дочь герцога Людвига II. Осенью 1840 года она приехала в Россию как невеста наследника, приняла православную веру и имя Мария Александровна. В 1841 году она стала супругой великого князя, получив титул великой княгини. В Царском Селе прошли счастливые годы их брака, здесь родилась их дочь великая княжна Александра.

Став императором, Александр II также предпочитал проводить часть года в Царском Селе. Он занимал те же покои в Зубовском флигеле дворца, что и будучи наследником престола. Это были небольшие комнаты, сравнительно просто отделанные и обставленные. Исключение составляла Азиатская комната, главным украшением которой стала коллекция оружия, которую начал собирать еще Николай Павлович. Одним из любимых занятий императора в часы досуга было рисование военной формы.

Свободное время Александр II проводил в Екатерининском парке: утром, после завтрака, он гулял пешком по аллеям в сопровождении своей любимой собаки, а вечером часто катался в коляске.

В Царском Селе Александр II пережил трагические события семейной жизни, испытав горечь утраты самых близких людей. Здесь в 1855 году он пережил тяжелые дни после смерти отца, императора Николая I. В октябре 1860 году в Александровском дворце умерла его мать, вдовствующая императрица Александра Федоровна; весной 1865 года император, получив известие из Ниццы о смертельном заболевании наследника цесаревича Николая Александровича, выехал из Царского Села к умирающему сыну. Вернувшись из Ниццы, Александр II провел в Царском Селе скорбные дни до погребения сына в Петербурге.

Но было много и радостных событий, связанных с царскосельской резиденцией. 6 мая 1868 года в Царском Селе произошло одно из таких событий – рождение первого внука Николая, будущего императора Николая II. 

Зубовский флигель Екатерининского дворца хранит память о поздней любви Александра II к княжне Екатерине Долгоруковой. После смерти Марии Александровны в 1880 году Александр II узаконил свои отношения с Екатериной Михайловной Долгоруковой (она получила титул светлейшей княгини Юрьевской), вступив с ней в морганатический брак 6 июня 1880 года. Венчание было тайным и происходило в одной из гостиных Большого дворца в Царском Селе.

Император был убит 1 марта 1881 года взрывом бомбы, брошенной террористом на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге.

Фото tzar.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 25, 2024 - 07:37

Музей искусства Санкт‑Петербурга XX-XXI веков подготовил обширную программу на майские праздники и летние месяцы.

 

Апрель 24, 2024 - 22:09

Вместе с другими предметами из коллекции нашего музея летом он отправится на выставку «Книжный мир семьи Романовых» в Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера.

 

Апрель 24, 2024 - 21:22

Я редко ставлю общие фото, но здесь не смогла сдержаться: впервые на первых полосах изданий, надеюсь, будут те, кто просто выполнял свою работу — реставрацию картин.

 

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.