Вчера побывала в Эрмитаже на выставке «От готики до Гойи. Испанская живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина»
Если честно шла на Гойю, не прочитав начало текста.
Но выставка порадовала меня тем, что продолжается обмен между музеям, Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина, замороженный в предыдущие годы. Вспомните выставки Щукина, Морозовых, недавнюю Дидро. Они демонстрировались и в Москве, и теперь в Петербурге. Они разные в наших музеях, по составу, по презентации
Но их объединяет одно — желание музейщиков донести до зрителей то, что объединяет — искусство во всех проявлениях.
Всего выставка включает двадцать две картины, восемнадцать из которых предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а четыре — из коллекции испанской живописи Государственного Эрмитажа.
В послереволюционные годы раздел колллекции Эрмитажа проходил по системе «каждой твари по паре». То есть, составлялись искусственно или на основании документов пары произведений искусства, которые разделялись — что то Эрмитажу, что то в Москву в учебный музей слепков, позже получивший название ГМИИ им. Пушкина. На выставки представлены 5 бывших эрмитажных картин
И вот теперь они, парные картины, вновь вступили в прерванный 100 лет назад диалог. «Мальчик с собакой» встретился с «Девочкой с корзиной фруктов» — эти работы Мурильо написал примерно в одно и то же время, и они считаются парными, так как похожи по стилю и композиции.
Кроме этой пары, на время выставки воссоединились и другие, среди них — «Натюрморт с поставцом» и «Натюрморт с часами» Антонио Переды
Хотя картины Бартоломео Эстебана Мурильо «Бегство в Египет» (ГМИИ) и «Распятие» (Эрмитаж) несколько отличаются друг от друга, но их нельзя не принять за парные, так же как портреты работы Диего Веласкес «Портрет Филиппа IV» (Эрмитаж) и «Портрет графа Оливареса» (ГМИИ). Но специалисты не уверены, что это Веласкес, скорее это его школа, так как при ближайшем искусствоведческом исследовании выясняется, что разные части картин написаны разными худодниками
Мне очень понравилась небольшая картина Франсиско де Сурбарана, одного из титанов испанского «золотого века», его такой необычный — благословляющий — младенец-Христос. Совсем небольшая по сравнению с другими предоставленными, это почти фотография Младенцам Христа — с такой чёткостью выписаны все черточки лица, рук и — фото с приветом к нам из 17 века. Хочется схватить его на руки и начать укачивает, зная его дальнейшую судьбу.
На выставке две так называемых «Трофейных картины»
С полотна Эль Греко на нас назидательно смотрит святой Бернард (1579). Сменив несколько владельцев, в 1945 году она была обнаружена советской трофейной бригадой в бункере Берлинской картинной галереи. «Святой Бернард» отправился в СССР в качестве репарации и долгие годы хранился в закрытых фондах, в то время как на Западе картина считалась погибшей во время Второй мировой войны.
Теперь о Гойе. После Прадо мне очень хотелось обновить свое видение этого художника. Не удалось, поскольку на выставке, в названии которой указано его имя , представлена всего одна картина, «Портрет художницы Лолы Хименес». Я её никогда не видела, да и не мудрено. Это тоже трофейная ценность из «секретного фонда» ГМИИ им. А.С. Пушкина, впервые появившаяся музейном каталоге в 1995 году к выставке «Дважды спасённые. Произведения европейской живописи XIV—XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны».
После легализации в 1995 году на этой выставке двух картин Франсиско Гойи («Портрет Лолы Хименес» и «Карнавал») в российских музейных собраниях официально числятся три картины Гойи — включая подаренный Армандом Хаммером Эрмитажу в 1972 году «Портрет актрисы Антонии Сарате» (фактически обменянный на изъятый Министерством культуры СССР «Динамический супрематизм № 38» Казимира Малевича). С 1972 году и вплоть до 1995 года считалось, что Хаммер дарил СССР первого Гойю.
Художница рисует автоопортрет, и мне показалось, что она гладит в наши глаза из 19 века как в зеркало. Что там у вас творится?
К выставке выпущен каталог, но я смогла его только повертеть в руках — поступит в продажу позже. В нем довольно много интересных сведений, рекомендую любителям.
Выставка небольшая, но она дает мощный толчок к дальнейшему изучению материалов об этой эпохе.
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова