26 января в корпусе Бенуа состоялось торжественное открытие выставки «Помним!», посвященной 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию выставка включает в себя более 270 произведений живописи, графики, скульптуры из собрания Русского музея, созданных в Ленинграде в годы войны, многие из которых показаны впервые. Среди представленных произведений работы Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Ярослава Николаева, Александра Русакова, Василия Кучумова и других выдающихся мастеров советского искусства.
Наряду с произведениями искусства в экспозиции представлены кинохроника и архивные материалы, предметы нумизматики, цитаты из текстов Даниила Гранина и Валентина Ковальчука, стихи Ольги Берггольц и Анны Ахматовой.
Выставка в виртуальном формате будет доступна в каждой точке страны и будет сопровождаться мультимедийными проектами и детскими просветительскими программами.
В мероприятии приняли участие генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова; вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский; министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова; депутат и председатель постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Александр Ржаненков; президент Курчатовского института, сын историка блокады Валентина Ковальчука, Михаил Ковальчук; директор Фонда сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина, дочь писателя, Марина Чернышева-Гранина.
«Выставки, посвященной блокаде, в Русском музее не было ровно 40 лет. Конечно, мы понимали, что мы музей художественный, и у нас нет, как в краеведческих, военных, исторических музеях, тех документальных артефактов, мемориальных предметов, которые воссоздают атмосферу военного времени. Но мы обладаем самой большой в стране коллекцией произведений ленинградских художников, написанных именно в годы блокады. А значит, не имеем права не показать эти произведения, созданные в самых разных жанрах и техниках – живописи, графики, скульптуры. Мы понимали, что мы просто обязаны представить эту, по сути, художественную летопись блокады, и, наверное, кроме Русского музея, в таком масштабе представить ее не может никто», - рассказала Алла Манилова.
Первый зал экспозиции посвящен Ленинграду и его жителям военной поры в произведениях искусства – пейзажах, натюрмортах, композициях.
В довоенном Ленинграде существовала оригинальная, самостоятельная и талантливая живописная пейзажная школа. Ее основными авторами были Александр Русаков, Александр Ведерников, Георгий Траугот. Трагические события войны заставили всех оставшихся в Ленинграде мастеров предельно сконцентрировать творческие усилия. Пейзажисты работали по-разному. Вячеслав Пакулин писал с натуры, и его закутанная фигура, сидящая перед мольбертом на Невском проспекте, стала частью военной кинохроники. Александр Русаков и Георгий Траугот, соседи по Петроградской стороне, свои впечатления переносили на холст дома, в мастерских.
Повседневная жизнь блокадного Ленинграда запечатлена в рисунках и акварелях Георгия Фитингофа, Татьяны Глебовой, Евгении Магарил, Соломона Юдовина. Зрители видят горожан в их промерзших квартирах, в очередях за хлебом, во время долгих походов за водой. Несмотря на все тяготы, эти люди продолжали работать, несли свою вахту на улицах города.
Ленинградские портреты сохранили облик разных, незнакомых друг с другом людей, в «час мужества» разделивших общую беду. Их авторы – скульпторы и живописцы Вера Исаева, Всеволод Лишев, Вера Гущина-Филимонова, Мария Бутрова. Художники блокадного Ленинграда создавали автопортреты и портреты своих коллег (Ярослав Николаев, Иван Астапов, Георгий Верейский, Владимир Серов). Юным ленинградцам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда», посвящены произведения Веры Зенькович и Варвары Раевской-Рутковской.
Далее в экспозиции раскрывается тема разрушения музеев, дворцов и памятников Ленинграда и его пригородов в годы войны. Блокада Ленинграда воспринимается как образ несломленной культуры и шире – цивилизации. Гневным обличительным документом против фашистского варварства являются запечатленные ленинградскими художниками виды разрушенных дворцов Пушкина (Александр Ведерников), Павловска (Михаил Бобышов), Гатчины (Василий Власов). О жизни главных музеев города во время блокады рассказывают произведения Василия Кучумова («Ленинград. Русский музей») и Веры Милютиной («Государственный Эрмитаж в блокаду»).
Уникальным художественным памятником блокадного времени, хранящимся в Русском музее, является альбом «Блокадный трамвай» Веры Зенькович. Весной 1942-го в Ленинграде было восстановлено трамвайное движение. Во время поездок Зенькович создала множество портретов своих сограждан и пейзажных зарисовок.
Впервые столь широко представлен плакат военного времени. Его особая форма – возникший в Ленинграде «Боевой карандаш», наследник знаменитых «Окон РОСТА». Плакаты творческого объединения «Боевой карандаш» стали важным военно-патриотическим агитационным материалом и приобрели огромную известность. Для них характерны лаконичность и острота текста (обычно стихотворного). Лучшие из них увеличивались до больших агитационных панно и устанавливались на улицах блокадного Ленинграда. На выставке можно увидеть плакаты Валентина Курдова, Сергея Мочалова, Николая Тырсы.
Последний зал экспозиции носит название «Город – фронт». Здесь можно увидеть произведения, запечатлевшие Ленинград сражающийся, Ленинград победивший.
На масштабном полотне Владимира Серова, Иосифа Серебряного и Анатолия Казанцева «Прорыв блокады 18 января 1943 года» предстает кульминационный эпизод операции «Искра» – встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов. Спортсмены-лыжники, студенты и преподаватели Института физкультуры, ставшие партизанами, запечатлены на картине Иосифа Серебряного «Партизанский отряд (Лесгафтовцы)». На портретах Георгия Верейского, Виктора Прошкина, Ивана Астапова – воины – моряки, артиллеристы, летчики, связисты, разведчики. Партизаны – герои большой серии Василия Власова.
Праздничные салюты в Ленинграде, каждый из которых означал приближение конца войны, запечатлели Алексей Пахомов и Анна Остроумова-Лебедева. Праздник, когда воины-победители прошли по Невскому проспекту, и люди встречали их с цветами, изобразил Вячеслав Пакулин («Невский в праздник. 9 июля 1945 года»).
Наряду с работами блокадных лет на выставке можно увидеть произведения монументальной пластики, созданные уже в послевоенное время. Своего рода эпиграфом выставки является эскиз известной композиции Константина Симуна «Разорванное кольцо», а завершают экспозицию эскизы и модели знаменитых ленинградских памятников на Пискаревском кладбище (Борис Каплянский) и Площади Победы (Михаил Аникушин), произведения Александра Игнатьева и Любови Холиной, посвященные защитникам города.
«Художники, которые творили в блокадные годы, как и все горожане, испытывали те же нечеловеческие лишения, но у них была высочайшая ответственность за то, чтобы оставить для будущего художественные образы блокады, блокадные пейзажи, блокадные лица. Лица ленинградцев, которые сопротивлялись смерти и победили», - отметила Алла Манилова.
Фото