Пейзаж, национальный пейзаж, звуковой пейзаж, ментальный пейзаж – все они являются производными от конкретного слова "земля" (фр. pays - земля).
Пейзаж традиционно определяется как объект относительно широкого спектра чувств. Современная концепция пейзажа расширилась от конкретных живописных ансамблей до звуковых и ментальных пейзажей. Пейзаж продолжает жить в изобразительном искусстве - меняющийся, выразительный и живой.
Традиционный пейзаж, как самостоятельный жанр, начал цениться в 1800-е годы. Подъем пейзажного искусства начался во время национального романтизма в конце 1800-х годов. В результате периода репрессий в России выросло значение национальной идентичности и патриотизма. Настоящую и девственную Финляндию и финскую культуру искали в 1890-х годах, на пике карелианизма, в пограничной Карелии. Пейзажные интерпретации Gallen-Kallela, Pekka Halonen и Eero Järnefelt таким мест, как Паанаярви, Коли, Ладожская Карелия известны всем.
Финским национальным пейзажем считается открывающийся с высокого места просторный вид на лесной и озерный ландшафт. Скалистый пейзаж восточной Финляндии олицетворят финскую силу и волю. Часто встречающееся на картинах того времени дерево, сосна, сломанный ствол играют в произведениях того периода роль политической аллегории. Обычно пейзаж показывает нетронутую дикую природу. Присутствие людей можно заметить по дыму темным вечером, лодке на берегу, группе строений вдалеке. Просторный вид на озеро с возвышенности по-прежнему является типом картины, посредством которой труизм рекламирует Финляндию и ее природу. Испанец Joan Fontcuberta играет с этим образом в серии Karelia Milagros. Другие финские типы пейзажа, как например, равнины Похъянмаа, заняли центральное место между мировыми войнами, а лапландские пейзажи, болота, овраги и горы - после Второй мировой войны.
Городские пейзажи, виды на парки и улицы образуют другой тип ландшафта, изображаемый художниками. Городской образ жизни, буржуазная и высококлассная городская культура стали новыми темами для картин. В качестве художников городского пейзажа известны, например, Väinö Kunnas, Ragnar Ekelund, Väinö Kamppuri, Sulho Sipilä, Reino Viirilä.
Образность экспрессионизма стала благодаря информалистам абстракцией в произведениях 1950-х годов. Например, в произведениях Esko Tirronen проявляется его собственное моментальное восприятие окружающей природы. Новые эксперименты с материалами эпохи создали живые шероховатые поверхности.
Природа и ее близость, интенсивное восприятие, до сих пор считаются частью финской идентичности. Даже пейзаж и его сущность исследуются в современном искусстве. К пейзажам добавляются собственные чувства и настроения художника - пейзаж часто становится ментальным пейзажем, концептуальным, упрощенным и индикативным.