Выставку «Приглашение к обеду» представляет в Барнауле Русский музей

19 сентября в Государственном художественном музее Алтайского края (Барнаул) открылась выставка «Приглашение к обеду».

В экспозиции 66 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея. Все они посвящены традициям русского застолья: богатым купеческим и дворянским трапезам, скромным крестьянским обедам или гастрономии советской эпохи. Среди авторов представленных произведений Андрей Рябушкин, Константин Коровин, Петр Кончаловский, Илья Машков, Зинаида Серебрякова и другие прославленные мастера отечественного искусства.
 
С кулинарной темой напрямую связан жанр натюрморта. Вплоть до конца XIX века он – в отличие от портрета и исторической картины – считался «низшим» жанром, что не мешало появляться подлинным шедеврам, например, картинам крупнейшего русского натюрмортиста Ивана Хруцкого («Натюрморт со свечой», 1839).

Боярские пиры в Средние века отличались роскошью сервировки и разнообразием блюд. Неудивительно, что многие художники XIX века обращались к «боярской» теме, создавая эффектные полотна, изобилующие историко-этнографическими подробностями. Такова вдохновленная романом Алексея Толстого картина Василия Шварца «Угощение боярина (Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова)» (1865).

Другой литературный источник – басня Ивана Крылова – вдохновил известного жанриста Андрея Попова на создание картины «Демьянова уха» (1856). Эту крестьянскую трапезу нельзя сравнить с боярским застольем, однако по русскому обычаю гостя надо было потчевать с усердием, из-за чего угощение у хлебосольных хозяев порой превращалось в пытку. Самым же богатым и разнообразным по составу блюд в крестьянской среде был стол, накрывавшийся по случаю свадьбы (Андрей Рябушкин «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии», 1891).

Особой широтой и хлебосольством славилось купечество, любившее и хорошо поесть, и славно погулять. Немалую роль в купеческой среде играли чаепития (Иван Кудрин «Купец, пьющий чай», 1869).

Иначе выглядели застолья в кругах литературно-художественной богемы. Лукиан Попов сделал их изображения едва ли не главной своей специальностью («Своя компания», 1904). Столы на его полотнах уставлены бутылками, закусками, посудой.

Первая Мировая война и революции положили конец этому сытому веселью. Гастрономическим символом последовавших голодных лет стала селедка, входившая наряду с черным хлебом в продовольственный паек. «Царица стола» предстает в лаконичных натюрмортах (Зинаида Серебрякова «Селедка и лимон», 1923).

Начало ХХ века было ознаменовано расцветом жанра натюрморта. Прежде всего, это касается творчества участников объединения «Бубновый валет». В их роскошных натюрмортах фрукты и овощи, мясо и рыба, хлеб и посуда обретали монументальность и декоративность, свойственные народному искусству (Александр Шевченко «Натюрморт (розовый)», 1922).

Когда авангардисты подверглись гонениям, некоторые из «бубновых валетов» обратились к соцреализму. Сочная живописная манера их поздних натюрмортов отвечала духу предвоенного времени, когда новая элита советского общества получила возможность устраивать пиры (Петр Кончаловский «А.Н. Толстой у меня в гостях», 1940-1941; Илья Машков «Натюрморт. Апельсины, фрукты и вино», 1938).

В послевоенном советском искусстве «гастрономическая» тема вновь нашла самое разнообразное воплощение. С одной стороны, дальнейшее развитие получили реализм в духе Кончаловского («Всякая снедь», 1944), позднее – Владимира Стожарова («Натюрморт с квашней», 1972) и салонно-академическая линия, видным представителем которой был Василий Яковлев («Натюрморт. Битая дичь (После удачной охоты)», 1952).

С другой стороны, натюрморты и жанровые сцены в творчестве многих художников опять обрели черты, характерные для послереволюционной эпохи. Еще продолжали работать мастера, связанные с авангардом, например, Владимир Татлин («Редиска», 1951). Их традиции стремилась адаптировать часть молодежи, пытавшаяся уйти от влияния соцреализма. Их работы отличают скупость изобразительных средств и сосредоточенная серьезность (Герман Егошин «Натюрморт с чесноком», 1966).

Темы и сюжеты, связанные с едой, и сегодня продолжают возбуждать творческий аппетит художников, которые работают в разных жанрах и материалах. На выставке можно увидеть произведения Владимира Козина, Ольги Оснач, Александра Свиязова.

Выставка продлится до 10 ноября.

Фото Rusmuseum.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Выставки»

Сентябрь 18, 2024 - 04:34

В московском «Экспоцентре» начал свою работу 30-й Международный форум-выставка по туризму ОТДЫХ Leisure 2024.

 

Сентябрь 18, 2024 - 03:53
Персональная выставка Ярослава Гурьева представляет творческие поиски и достижения молодого художника – более 50 работ, исполненных в различных техниках.

 

Сентябрь 17, 2024 - 07:10

С 13 по 15 сентября в китайском городе Гуанчжоу состоялась международная туристская выставка China International Tourism Industry Expo (CITIE).

 

Сентябрь 15, 2024 - 00:12

Мгер Чатиня́н (арм. Մհեր Չատինյան; род. 18 июля 1989) – армянский живописец, внук Альберта Чатиняна и сын Гамлета Чатиняна, также живописцев.