В Третьяковской галерее открылась выставка Николая Рериха (1874-1947) – одного из самых известных русских художников первой половины ХХ века.
Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, представляет зрителям широкую панораму его творчества. На экспозиции можно увидеть около 150 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы и редкие архивные документы из музейных собраний России и ближнего зарубежья.
Государственный Русский музей обладает обширной и представительной коллекцией произведений Николая Рериха, относящихся к различным периодам его творчества. Поэтому работы из собрания Русского музея, упомянутые ниже, вошли во все три части, на которые разделена экспозиция в Третьяковской галерее.
Первый раздел выставки знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. В разделах «Язычество и Начало Руси» раскрывается творческий интерес Рериха к древнему прошлому («Сходятся старцы», 1898; «Зловещие», 1901). Серия этюдов древнерусских городов («Воскресенский монастырь в Угличе», 1904) показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей («Спас», 1914). В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников («Прокопий праведный за неведомых плавающих молится», 1914). В разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба («Небесный бой», 1912; «Веления неба», 1915).
В специальном павильоне экспонируются восемь панно знаменитого «Богатырского фриза» из собрания Русского музея, исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф.Г. Бажанова в Санкт-Петербурге. Среди них – «Илья Муромец», «Микула Селянинович», «Вольга Святославович» (все – 1910).
Вторую часть выставки составили разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока». Показанные там произведения – горные пейзажи, картины религиозно-философского содержания – представляют Рериха как художника-путешественника, иллюстрируют его духовные искания («Ступа. Ладак», 1937; «Кришна», 1946).
Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже. Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генриха Ибсена «Пер Гюнт» (1912, Московский художественный театр) и балету Игоря Стравинского «Весна священная» (1913).
Фото Rusmuseum.ru