Карелия – одно из самых востребованных непляжных направлений в России вообще, а в нынешних обстоятельствах тем более. О том, справляется ли регион с турпотоком, правильно ли он позиционируется на рынке и как ломать туристические стереотипы, в рамках проекта «Просто Россия» RATA-news рассказала директор петрозаводской компании «Лукоморье» Мария Ярошевич.
- Мария, можно ли уже оценить состояние спроса на летний сезон или такой глубины продаж сейчас нет? Или хотя бы на майские праздники.
- Майские праздники полностью проданы. На летний сезон продажи идут, но медленнее, чем в прошлом году. В феврале 2021 года мы продали весь июнь за две недели благодаря кэшбэку. В этом году кэшбэк значительно поднял спрос только на майские. Глубина продаж низкая, люди боятся заглядывать далеко, выжидают, следят за ситуацией.
- А по географии – куда едут? Это больше Приладожье, север или рядом с Петрозаводском?
- Пока однозначно пальма первенства за Приладожьем, и это наша большая беда. Летом район захлебывается от туристов. Но очень быстро сориентировались местные жители: кто не ленивый, стали сдавать свои дачи, строить домики летние, катать на катерах по Ладожским шхерам, возить на Валаам и организовывать рыбалку с пикниками на островах.
Центральная Карелия тоже востребована. Но в районе Петрозаводска недостаточно размещения вип-уровня, а сейчас поехало много взыскательных туристов.
В Заонежье туристов намного меньше, как и в Северной Карелии. Там баз отдыха – по пальцам одной руки можно пересчитать. В Калевальском, Лоухском и Муезерском районах мест размещения гораздо меньше, чем желающих приехать. А люди едут туда, где больше вариантов размещения. Вот в Калевальском районе есть очень достойная база «ВелТ» и места там сказочные! Все, кто хоть раз там отдыхал, всегда возвращаются. Причем туристы сейчас чаще сами бронируют жилье и потом решают, какие достопримечательности посмотреть, какие взять экскурсии.
- Какие туристы к вам едут?
- В последние годы стали заметно больше покупать туры эконом-класса. Люди закредитованы, у многих появились проблемы с работой, поэтому и выбирают дешевые программы.
В многодневные туры приезжает не менее 50% тех, кто прежде вообще по России не путешествовал. Что будет, когда нормализуется политическая ситуация, откроются все страны, пока не очень понятно. Ну а давние почитатели Карелии как ехали, так и едут.
Замечу, что туристы, которые привыкли ездить за границу, но сейчас путешествуют по стране, сильно отличается от наших обычных клиентов. Им нужна инфраструктура другая, они хотят, чтобы по всему маршруту были равноценные отели, обязательно хорошие автобусы. К счастью, у нас федеральные дороги практически идеальные, все туристы это отмечают. Но есть откровенно плохая дорога через Калевалу в Кемь, в Шелтозеро. Бывало, водители просили за доставку туристов в эти места двойную оплату, потому что у них в пути постоянно что-то ломается. Или на Воттоваару многие не хотят ехать.
- Самые популярные программы вашей компании и почему?
- Традиционно – «Кижи – Валаам – Соловки», «Карелия 555» и «Ладожские шхеры». Эти программы в нашем топе каждый год неизменно. В этом сезоне большой интерес к туру выходного дня в Кижских шхерах.
- А как оцениваете опыт мультимодальных маршрутов РЖД?
- Когда они только появились, мы говорили: ура, к нам целые поезда пойдут! А потом задумались, что с этого получит Карелия? Туристы спят и едят в поезде, пересаживаются на «Метеор» – это тоже РЖД – и едут на Валаам, и автобус у них тоже РЖД. Карелии денег от этих маршрутов практически не достается, порой туристы даже не успевают купить сувениры. Зарегистрирована компания в Москве, налоги платит в Москве. Такие мультимодальные маршруты планируются в этом году по всей Карелии. Количество туристов несомненно вырастет, но хотелось бы, чтобы и деньги оставались в республике.
- Как вы считаете, Карелия правильно позиционирована на туристическом рынке?
- Думаю, не совсем. Многие приезжают с «фаст-туром», чтобы поставить галочку – был. Нам бы хотелось, чтобы люди переходили к продуманным путешествиям, авторским маршрутам с посещением необычных, нераскрученных мест. Туроператоры должны предлагать то, что самостоятельно турист не сможет сделать.
Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление. За один раз всё посмотреть невозможно. Ладога – это одна история и природа, а Онега – совершенно другая, другие люди, говор даже другой. Если вы едете на север, должны понимать, что сутки дополнительные проведете в поезде. Но увидите там такую красоту, что вас разорвет на миллион кусочков!
В любом регионе есть туристические стереотипы. Запланировал поездку в Карелию – обязательно надо побывать на островах Кижи, Валаам и, конечно, заехать на Соловки, это уже Архангельская область. Компания «Лукоморье» 22 года назад создала маршрут по этим островам, сокращенно по первым буквам называем его КВС. Спустя много лет пытались снять тур с продаж, потому что казалось, что у нас уже есть более интересные программы. Тем более что многие турфирмы стали делать подобный маршрут, удешевляя его урезанием. Но снять программу мы не смогли, потому что партнеры спрашивали – а где КВС? Как, вы сняли КВС? Куда мы будем отправлять туристов? За 22 года все привыкли к высокому качеству этой программы. Но всем гидам говорим: объясняйте туристам, что это только вершки Карелии. А корешки гораздо глубже.
- Вы умудряетесь даже в экскурсионные туры включать сплавы.
- Да, на экскурсионных маршрутах мы всегда предлагаем туристам двухчасовой сплав на рафтах. Цель та же – ломаем стереотипы.
Весело прокатившись по реке Шуя, туристы понимают, что это не страшно, а очень интересно. И на следующий год многие уже берут трехдневочку по Шуе. А потом смотрим – они уже на семидневный тур по Керети и Белому морю путевки купили.
Хороший менеджер должен объяснить туристам, что, приезжая на Соловки, можно побывать в Калевальском районе Карелии, просто потрясающем. Там есть огромный водопад Куми-порог, по сравнению с ним знаменитый Кивач просто отдыхает. Но в этих местах очень мало возможностей размещения, потока туда нет. Тем интереснее побывать!
- Вы отметили дефицит качественных объектов размещения. Какие еще есть проблемы?
- Дело даже не в качестве объектов, не хватает именно размещения вип-уровня. Когда едут люди, привыкшие к определенному сервису, они хотят гарантированных звезд и соответствующее обслуживание, их не устраивает среднее размещение со средними стандартами.
Еще не хватает хороших инструкторов, потому что позакрывались по всей стране центры детского туризма. Их объединили там со всеми, с кем можно было, у нас в Петрозаводске – с эколого-биологическим центром. Надо возрождать в каждом крупном городе детские турцентры – это кузница кадров для активного туризма. Иначе совсем скоро инструкторов не останется.
- Этническая, гастрономическая составляющая туров – как вы оцениваете их потенциал?
- Скажу честно, карелы так себе питались в силу скудости нашей земли. Но это хорошая тема и она привлекает туристов. Поэтому, если приехал в Карелию, надо однозначно пробовать суп калакейтто, калитки – открытые пирожки из ржаного теста, нашу рыбу ряпушку. Эти блюда предлагают во многих ресторанах и кафе, а для туристов мы проводим мастер-классы по приготовлению калиток с разными начинками.
- Тему въездного туризма пандемия для вас закрыла?
- Сначала пандемия, теперь события на Украине. Все проекты пока заморожены. У нас были цепочки по группам из Германии, они все остановлены. Деньги очень большие, хорошо, что мы никогда не берем полную оплату, только 20-30%, чтобы была бронь в гостиницах. Это очень тяжелая история. У нас есть турфирмы, которые реально жили на приеме иностранных туристов. Вот у кого совсем плохо.
- Россияне не заместили иностранцев по количеству и по деньгам?
- Понимаете, это невозможно в принципе. Потому что для иностранцев, во-первых, мы делаем другие туры, особенно для финнов. Они очень любят этнографические маршруты, у них популярны ностальгические туры. Финнам очень важно посмотреть старые деревни, и им не нужны подтанцовки всякие, им надо, как есть. То есть у них совершенно другие маршруты, на которые россияне не поедут. Во-вторых, путевка для иностранцев – это другая цена, которая складывается из дорогостоящей работы гида-переводчика либо работающего на иностранном языке, наценок на объектах посещения, стоимости перелета и так далее. Так что про «заместить» тут не может быть и речи. Ну, еще как-то по количеству, но по доходу – нет.
- Как вы продвигаетесь?
- И соцсети, и ездим на выставки, буклеты делаем и раздаем всем и вся, но, в основном, работает сарафанное радио. Те, кто у нас побывали, рассказывают, как хорошо мы принимаем, и это реально стимулирует спрос. Мы не стремимся к большому турпотоку, потому что в этом потоке невозможно обслужить так, как нам бы хотелось. А нам нужны возвратные туристы.
Фото: RATA-news