За пару дней побывать и в Москве, и в Санкт-Петербурге — план, казалось бы, грандиозный. Но осуществимый. Совместный проект двух столиц «Два города — миллион впечатлений» стартовал в апреле 2021-го и уже получил специальный приз международной премии World Travel Awards за продвижение внутреннего туризма.
Он включает как маршруты для самостоятельных путешественников, так и туры, а устроен по принципу конструктора: можно самому выбрать, какие достопримечательности посмотреть. Например, по-новому увидеть Москву или обойтись без посещения Эрмитажа в Северной столице.
Первая остановка — Кремль. Это понятно. Однако вместо привычной прогулки вокруг стен под монотонную лекцию гида, который обычно рассказывает то, что известно еще со школы, — увлекательный квест. И исторические факты при игровой подаче запоминаются на удивление легко.
Группу разбивают на две команды, которые весь поход соревнуются. Победителям — призы. Надо быстро и точно отвечать на вопросы. Нестрашно, если забыли, в каком году построили Кутафью башню. Даты проверять не будут — загадки скорее на эрудицию и логику. Прямо как в «Что? Где? Когда?».
Вот один пример. У Водовзводной башни гид предлагает угадать, что раньше рядом с ней было. Подсказка: Иван Грозный приходил сюда с гостями, кое-что выбирал, а потом это появлялось у него на тарелке. На размышления — минута. «Еще нас попросили уточнить, чем именно угощался царь. Поросята, фазаны, дичь — мы почти все перебрали. Кто же знал, что раньше там был пруд, а Грозный заказывал себе на обед лебедей!» — делится впечатлениями туристка Марина Гришина.
Кстати, Водовзводная башня изображена на развороте российского паспорта. Лучший вид на нее открывается, если перейти дорогу и подняться на Большой каменный мост через Москву-реку.
Одно из заданий — создать живую скульптурную композицию, посвященную истории России. Многие туристы поначалу стесняются, но потом втягиваются в игру.
Зимой после прогулки вокруг Кремля стоит заглянуть на традиционную ГУМ-Ярмарку около знаменитого универмага на Красной площади. Карусель, горячие пирожки с чаем, палатки с сувенирами — получаются очень инстаграмные фото.
Каток и сильная женщина
После Красной площади предлагают поехать на ВДНХ. Зимой здесь огромный каток — открыт даже при плюсовой температуре. Криогенные установки не позволят льду растаять.
Быстро обойти павильоны все равно не получится. Иногда интереснее просто разглядывать здания. На крыше центра «Космонавтика и авиация» — скульптурная композиция. Одна из статуй — девушка со штурвалом в руках. Похожа на морячку, но с дальними плаваниями она не связана: это комбайнерша.
В Советском Союзе мужские профессии осваивали и женщины. Чтобы провернуть штурвал комбайна, требовалась недюжинная сила. Слабый пол справлялся, некоторые даже становились передовиками производства.
Поверните направо — и попадете в мастерские хендмейда. Это Парк ремесел. Можно попробовать себя, например, в качестве флориста. Очень увлекательно.
Зимние букеты составляют из пихты, туи, шишек и украшений, прикрепленных к специальным палкам.
Удержать столько веток в руке непросто. Одна из техник сборки — по спирали. И лучше сразу все делать точно, потому что потом поправить композицию сложно. А еще перевязывать ветки нужно по правилам: если сильно перетянуть лентой иголки, срок годности букета сильно сокращается.
Из Москвы на поезде — в Петербург. Если в Северной столице вы только на один день, Эрмитаж лучше оставить на другой раз: не успеете.
В городе полно интересных музеев. Так, в Манеже до 30 января — «Покой и радость». Выставка внушительная, но на нее хватит пары часов.
В экспозиции — полотна более сотни русских художников из отечественных и зарубежных коллекций. В основном XIX век — пейзажи, портреты, натюрморты. «В общем, то, что можно на стену повесить и радоваться», — замечает Ярослав Манахов, сотрудник отдела кураторских проектов.
При входе — иммерсивное пространство с качелями. Детям нравится, но и взрослые его без внимания не оставляют: делают селфи, разглядывают прикрепленные к потолку облака, вспоминая детство.
Пейзажи в XIX веке часто писали по шаблону. «На переднем плане — либо красивое дерево, либо руины, либо еще что-то, образующее «кулисы». За этим «занавесом» — сцена, на которой происходит действие, — то, о чем хотел сказать художник», — поясняет куратор.
Яркий пример — «Вид Гатчинского дворца и парка» Семена Щедрина. Как многие живописцы того времени, он свои картины фотошопил. То есть компоновал отдельные участки пространства, создавая не столько реальный, сколько идеальный пейзаж. «Могли посадить дерево там, где его не было, увеличить или уменьшить расстояние между объектами», — говорит Манахов.
Среди хедлайнеров выставки в Манеже — Айвазовский, Брюллов, Кипренский, Шишкин, Левитан, Куинджи и Поленов.
В Питере посмотреть можно не только классику, но и совриск. До 31 января в пространстве «Севкабель Порт» — выставка «HYDRA. Искусство новых медиа в контексте экотревожности».
Один из первых арт-объектов, встречающих посетителя, — Clams («Моллюски») Марко Баротти. Механические создания из переработанного пластика хлопают створками раковин и трещат. В них встроен динамик, все звуки и движения скульптур — преобразованные показатели датчиков качества воды Большой Невы.
Медиаспектакль Win-Win арт-группы Rimini Protokoll предлагает задуматься, кто лучше адаптируется к новым условиям: человечество или медузы. Спойлер: сравнение не в пользу homo sapiens.
Проект Whispers («Шепоты») Алии Орр и Сакчины Бессетты, объединившихся в дуэт Light Society, представлен в большом павильоне.
Вентиляторы раздувают громадные полиэтиленовые ленты. Они то спадают вдоль стены, как водопад, то поднимаются под потолок, напоминая сметающую все волну. Это действо происходит в сопровождении шаманского саундтрека. Выглядит завораживающе, а еще устрашающе: если задуматься, пластик символизирует водную стихию, хотя он как раз загрязняет океаны.
В музеи Санкт-Петербурга и Москвы пускают лишь по QR-коду. Также спросят паспорт или права, измерят температуру. В помещении нельзя снимать маски — обычные антиковидные меры.
Конечно, пара дней на Питер и Москву — это не очень много, но для беглого знакомства вполне достаточно. Да и впечатлений хватит, чтобы потом захотеть вернуться.
Последующие поездки, более вдумчивые, можно спланировать с помощью цифрового туристического сервиса RUSSPASS, официальных туристических порталов Москвы (discovermoscow.com) и Санкт-Петербурга (Visit Petersburg). Так, в январе еще можно успеть посмотреть ретроспективу Михаила Врубеля в Третьяковской галерее и посетить выставку «Космизм в русском искусстве» в Русском музее.
РИА НОВОСТИ БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА КОМИТЕТ ПО ТУРИЗМУ МОСКВЫ И КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА