Бермудский треугольник с ICAO и EASA: куда смогут летать перерегистрированные российские самолеты.
Россия приостановила соглашение с Бермудами, которые отозвали сертификаты летной годности «наших» самолетов. ICAO задала вопросы относительно перспектив их двойной регистрации, а EASA закрыла для российских самолетов небо ЕС на второй замок. Разбирались, что все эти решения значат для международных полетов.
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал 15 марта распоряжение о приостановлении действия межправительственного соглашения с Бермудами. Этим документом регламентировалась распределение функций надзора над зарегистрированными там российскими самолетами. Документ действовал с 1999 года.
ЧТО МЫ НЕ ПОДЕЛИЛИ С БЕРМУДАМИ
Такое решение власти приняли в ответ на действия авиационных властей Бермуд. Они аннулировали сертификаты летной годности (далее – СЛГ) всех российских самолетов, которые были там зарегистрированы. Это сотни бортов. Бермуды на основании регистрации этих самолетов отвечали на международном уровне за поддержание их летной годности. Без этих документов в правовом поле летать нельзя.
Решение бермудских властей было вызвано не самими по себе санкциями, а последствиями санкций мировых авиапроизводителей в отношении России. Поскольку российским авиакомпаниям Boeingи Airbus закрыли доступ ко всей своей технической и эксплуатационной документации, прекратили поддержку самолетов, поставку двигателей и комплектующих, то отвечать за летную годность российских самолетов Бермуды не согласились.
Для того чтобы заполнить возникающий правовой вакуум, российские власти поспешно пригласили всех перевозчиков регистрировать свои самолеты в российском реестре. Увы, термин «свои» для большинства из них весьма условен, поскольку многие по-прежнему принадлежат зарубежным лизингодателям.
Однако в целом авиаотрасль довольно позитивно отреагировала на инициативу правительства и значительное количество самолетов действительно перешли в российский реестр.
ICAO ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ
Однако происходящим заинтересовалась Международная организация гражданской авиации (ICAO) и попросила у России объяснить свои действия. ICAO в действиях России увидела противоречие статье 18 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации: по ней один самолет нельзя зарегистрировать в двух разных странах (ведь Бермуды юридически не «выписывали» российские самолеты из своего реестра, их заявление было о сертификатах летной годности).
Россия считает, что новое распоряжение (о расторжении соглашения с Бермудами) нивелирует эту правовые нестыковку и позволяет создать условия для регистрации гражданских самолетов в госреестре Российской Федерации, сняв риски для пассажирских авиаперевозок.
«Перевод самолетов в российский госреестр даст возможность Росавиации следить за поддержанием их летной годности вместо иностранных регуляторов», – говорится на сайте правительства России.
Росавиация также дала официальный комментарий по этому вопросу.
«Решение Бермудских авиационных властей об отзыве сертификатов летной годности воздушных судов российских авиакомпаний не повлияет на безопасность полетов наших перевозчиков. Вопрос безопасной эксплуатации воздушных судов является главным приоритетом Авиационных властей России. Одобрение сертификатов летной годности осуществляется в строгом соответствии с нормами международного и национального воздушного права.
На воздушных судах российских авиакомпаний, осуществляющих полеты в настоящее время, имеется необходимая бортовая документация, одобренная уполномоченным органом в области гражданской авиации Российской Федерации. Все воздушные суда соответствуют нормам летной годности, проходят регулярное техническое обслуживание в установленные программой технического обслуживания сроки.
Сертификат летной годности остается действительным в соответствии с законами государства регистрации – говорится, в частности, в заявлении Росавиации.
Авиарегулятор подчеркивает, что «фактическая работа по поддержанию летной годности воздушных судов, арендованных российскими авиакомпаниями, проводилась и проводится на территории Российской Федерации организациями и специалистами, имеющими достаточную компетенцию для организации процедур оценки технического состояния воздушных судов, установленных требованиями авиационного законодательства Бермуд».
ВСЕ ЗАБЫЛИ ПРО ИРЛАНДИЮ
Напомним, помимо Бермуд, сертификаты летной годности у 37 российских самолетов накануне отозвала Ирландия. Про эти самолеты правительство пока ничего не сказало, но ожидается, что решение может быть аналогичным.
EASA НЕ СОГЛАСНО С ВИДЕНИЕМ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Российские авиаэксперты, впрочем, отмечают, что теоретически, межправсоглашение давало возможность и право договориться с Бермудами передать России часть обязанностей по надзору за самолетами. Конечно, совсем не факт, что бермудские власти пошли бы на такую сделку, но как бы то ни было, теперь даже теоретической возможности договориться с ними о поддержании летной годности самолетов у нас больше нет, подчеркивает один из специалистов.
Тем временем история с сертификатами летной годности, увы, пошла дальше. Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) 15 марта закрыло путь для российских самолетов в ЕС вне зависимости от их регистрации. В том числе для Superjet 100 и Ту-204, запретив посадку, взлет или пролет любых российских воздушных судов над территорией Евросоюза, за исключением аварийных случаев. Это уже «второй замок» для россиян на европейское небо. Первый был «повешен» еще раньше – политическими решениями ЕС.
Очень плохо, что санкции EASA распространяются на крупнейшие российские авиакомпании, центры техобслуживания, тренажерные комплексы и т. д. Иными словами, и вся обслуживающая инфраструктура в самих авиакомпаниях утратила для европейцев «легальность».
«Чем это опасно? В связи с подобными заявлениями EASA другие государства, входящие в ICAO, теперь теоретически могут «официально усомниться» в безопасности наших воздушных судов и на этом основании отказать в доступе в свое воздушное пространство. То есть под политическую причину теперь подвели и техническое обоснование», – говорит один из опрошенных «Вестником АТОР» специалистов авиаотрасли.
ЧЕМ ДЛЯ НАС ОБЕРНЕТСЯ ГНЕВ EASA
Отметим, что само по себе отсутствие сертификатов EASA еще не является каким-то «запретом на полеты», говорят специалисты. В конце концов, это распространенная, но не единственная система сертификации в мире – есть и не менее значимая американская FAA. Самолеты СССР также летали по всему миру с собственной системой сертификации, а действующие на полеты ограничения до начала 21 века носили не технический, а политический характер.
То есть, оставаясь членом ICAO, Россия может продолжать полеты на зарегистрированных в своем реестре самолетах со своими правилами техобслуживания. При этом нельзя исключать как отдельных запретов на полеты самолетов с RA регистрацией со стороны других стран, так и того, что ряд стран не будут обращать внимание на европейские запреты.
К сожалению, примеры первого из описанных вариантов, похоже, уже есть. Нельзя исключить, что Турция не дает разрешения на полеты «Азимута»из-за решений EASA. А вот Киргизия наверняка будет их игнорировать.
Тем не менее предсказать, какие правила по допуску или недопуску российских самолетов в иностранные государства станут повсеместной нормой на практике, сейчас практически нереально. Ничего подобного в авиационном мире ранее не происходило и любая прогнозная аналитика по степени объективности сегодня близка или находится уровнем ниже, чем гадание на кофейной гуще.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
«Нестандартным и интересным решением со стороны РФ была бы регистрация самолетов в российском реестре без смены владельца, но со сменой правил, регулирующих эксплуатацию и техническое обслуживание. При этом Россия должна продолжать ежемесячно платить лизингодателям и обязательно интегрировать в соответствии с российским законодательством некоторые стандарты EASA. В этом случае у зарубежных лизингодателей возникнут огромные проблемы, так как банки-кредиторы, скорее всего, перестанут финансировать им эти самолеты», – говорит владелец консалтинговой компании Wild Geese Aviation, эксперт по сертификации EASA Сириль Де Латтр (Cyrillede Lattre).
Однако при этом эксперт по-прежнему выражает опасения, что даже подобное решение «административных» вопросов с регистрацией и правилами техобслуживания никуда не убирает проблемы практические, связанные с поставкой запчастей и обслуживанием. Они остаются и их придется тоже как-то решать.
Фото (с)