Заполярье России — Кольский полуостров — край северного сияния, саамов с шаманами, удивительных минералов и величественно мрачных пейзажей. Сюда можно приехать в любое время, но сейчас — самое необычное: полярная ночь. А 13 января мурманчане будут встречать солнце. О том, как «на Севере отдыхать», чем тут угощают и откуда здесь пальмы, — в материале РИА Новости.
Вид на весь город открывается от мемориала «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» — знаменитого «Алеши». Внизу — огни порта, спуститесь туда обязательно.
Там пришвартовано первое в мире судно с атомной энергетической установкой — ледокол «Ленин». Тридцать лет в плаваниях, до конца 1989-го, а с 2009-го на борт водят экскурсии.
Показывают, в частности, пост «энергетической живучести» — один из первых образцов цифрового управления в СССР. Много датчиков, кнопок, контролировавших атомный реактор. Он, конечно, выключен — можно заглянуть внутрь.
Еще в порту — необычное кафе. На морском вокзале предлагают попробовать морских ежей, гребешков: сырыми или приготовленными на газовой горелке. Отсюда же начинается аудиоспектакль «Мурманск 4145» — прогулка по городу в наушниках. Под рев самолетов, свист падающих бомб вы прослушаете рассказ о том, как сражались на Севере с гитлеровцами.
Заканчивается маршрут на площади Пять Углов, в самом центре. Тут уже праздничная елка, вокруг — гостиницы, кафе, рестораны, магазины.
«А вы знали, что Мурманск — родина духов «Шанель № 5»? Парфюмер Эрнест Бо побывал на Семеновском озере города, поделился с Коко Шанель впечатлениями от здешнего воздуха, запахов, и она создала всемирно известный аромат», — объясняет гид Светлана Пурлицис.
В прославленной фильмом «Левиафан» Териберке рестораны и арт-объекты — например, деревянный трон, качели — соседствуют с полуразрушенными домами и остовами кораблей. Есть риск застрять — дорогу периодически закрывают. Бывает, что отели переполнены и не уедешь. Однажды две туристки из Китая несколько дней жили в подъезде, кормили их местные жители.
Но все равно едут. Это единственное место в России, куда можно добраться по автомобильной дороге к Баренцеву морю и Северному Ледовитому океану.
Заснеженный пляж с «драконьими яйцами», стальная вода — черно-белые пейзажи. Но весной и летом все иначе, тундра покрывается мхом, цветами. Чуть дальше — водопад.
В Териберке самые смелые идут купаться. Пляж песчаный, мелко, но очень холодно — Северный Ледовитый океан совсем рядом.
После водных процедур — обед с блюдами арктической кухни: рыба, морепродукты, все только что выловленное.
Туристов привозят в саамскую деревню Саам сыйт. По дороге гиды рассказывают, как Иван Грозный выкупил 60 местных шаманов, нойдов. Они предрекли ему дату смерти. И вот в этот день он спустился к ним в темницу (за такие слова пришлось поплатиться): мол, смотрите, я живой. «Еще не вечер», — ответили колдуны. Вечером царь упал замертво.
«Загаданные желания сбываются на 90 процентов, — утверждает саам Виталий. — Здесь провели очень сильный ритуал. Женщина-шаманка пообещала, что сюда будут приезжать со всего мира и те, чьи желания сбылись, приведут других».
Одна туристка загадала квартиру (купила), работу для дочери (нашла), а самым сокровенным было желание спать на мешках с деньгами. И даже это получилось: под новым жильем, расположенным на втором этаже, открыли банк.
В деревне можно поиграть в национальные игры саамов, покататься на квадроциклах и в оленьей упряжке. Но стоит иметь в виду, с животными тут все сложно. Свободно скачут кролики и гуляют олени. Но, например, хаски постоянно сидят на привязи, и весь их моцион — бесполезный бег за ушастыми в пределах длины цепи. Дикие животные — лисы, песцы, еноты, — размещены в небольших деревянных вольерах без укрытий и возможности хоть куда-то скрыться от любопытных туристов. Виталий говорит, что этих зверей спасли. Но более комфортные условия для них решили не создавать — нет возможностей.
В Кировске — горные и равнинные лыжи, катания на снегоходах. В Хибинах — один из самых известных курортов региона «Большой Вудъявр». Горы не высокие, но трассы любого уровня сложности. А на самой вершине Айкуайвенчорр в этом году открылся панорамный ресторан. Шеф-повара пригласили из Москвы, и сейчас он удивляет гостей арктической кухней: потрясающая рыба, оленина, ягель.
Во время прогулок на снегоходах Центра северного сафари тоже угощают. Сначала, правда, нужно добраться по горам до общего костра в долине озера Малый Вудъявр. Блюда тут предложат простые, но вкусные: чай из трав, легкий глинтвейн и арктический хот-дог из оленины. Выезд — от санаторно-оздоровительного комплекса «Тирвас». Там процедуры и большой панорамный бассейн.
Неподалеку — оранжерея Полярно-альпийского ботанического сада-института. На Кольском полуострове совсем не ожидаешь увидеть финиковую пальму, плодоносящий арабский кофе, инжир, но все это там есть.
Все хотят увидеть северное сияние. Для этого нужно, чтобы совпало несколько условий. «Нам не повезло, — говорит одна туристка. — Индекс хороший, но, как объяснили местные, «неба не было», то есть все затянуто». Небо «открыл» самолет, поднявшись выше облаков, это позволило увидеть Аврору.
Ну и о самолетах. На Кольском полуострове два аэропорта — Мурмаши (Мурманск) и Хибины (Апатиты). Последний сейчас активно развивается, рейсов все больше, можно планировать маршруты.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).
Фото: РИА Новости / Светлана Баева