Промышленный туризм начал активно развиваться за рубежом еще в 1990-е годы, а сегодня у 80% европейских предприятий разработаны масштабные программы для туристов.
К примеру, в Великобритании кондитерскую фабрику Cadberry ежегодно посещают около полумиллиона человек. В Германии туристов ждут на заводах Porsche, Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW. Во Франции успешно возят группы на парфюмерную фабрику Fragonard и другие. В США – на винокурню Jack Daniel’s.
«В России индустриальный туризм начал развиваться только сейчас», – говорит директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запада Ирина Семенова.
В числе успешных практик можно назвать Калининградский янтарный завод. В Петербурге и Ленобласти популярностью пользуются проекты пивоваренной компании «Балтика», Императорского фарфорового завода, ювелирного предприятия «Русские самоцветы», завода Hyundai, петродворцового часового завода «Ракета» и других.
Но в целом в Петербурге, как и по всей стране, пускать туристов на свои производственные площадки готовы далеко не все предприятия. Одних сдерживают риски, связанные с техникой безопасности, другие боятся раскрытия коммерческих тайн. Большинство же просто не видит выгоды от вложений в запуск экскурсионных программ, организация которых действительно дело затратное. Но зарубежная практика показывает, что со временем некоторые предприятия порой получают от экскурсий даже больший доход, чем от реализации своего продукта.
Прошлым летом Агентство стратегических инициатив при поддержке Минпромторга запустило акселератор по промышленному туризму и разработало методологию развития этой сферы с целью вовлечения как можно большего количества предприятий. К концу прошлого года экспертный совет акселератора отобрал 245 предприятий из тридцати регионов. Представители победивших в конкурсе компаний стали участниками обучающих модулей, а созданные в регионах маршруты проходят тщательную экспертизу.
«Тема развития промышленного туризма вызвала большой интерес в регионах, – отметил Сергей Рыжов, генеральный директор компании «Майс Маркет», которая стала оператором акселератора. – В обучающей программе приняли участие представители более 360 предприятий из всех федеральных округов страны. Наибольшее число заявок – почти 26% – поступило от предприятий пищевой промышленности, 12% – машиностроения, 11% – легкой промышленности. От Северо-Западного федерального округа пришло 55 заявок, в том числе от компаний с опытом в этой сфере, которые надеются сделать процесс более эффективным.
Ювелирный завод «Русские самоцветы» проводит экскурсии уже семь лет, также предлагает мастер-классы, в том числе и детские. В год предприятие принимает порядка 2,5 тыс. туристов. «Однако это сложное и ответственное дело. Мы работаем с драгоценными металлами и камнями, поэтому на производство нельзя заходить в своих ювелирных украшениях, их надо оставлять в специальных ячейках хранений. Туристам это не нравится. С другой стороны, экскурсионные группы отвлекают от работы мастеров. Поскольку мы коммерческая структура, то хотели бы фильтровать турпотоки по маржинальности. Для нас важно, чтобы после экскурсий люди делали покупки в нашем салоне. С этой точки зрения наиболее предпочтительная аудитория – иностранные туристы», – рассказал порталу spbvedomosti.ru заместитель генерального директора ювелирного завода «Русские самоцветы» Дмитрий Мазаников.
С подобными проблемами сталкивается большинство предприятий – в первую очередь потому, что это в своей основе не туристические объекты. Поэтому необходима продуманная госпрограмма по стимулированию компаний, чтобы они хотели принимать туристов и делали это качественно.
Фото: vestnik-cfo.ru