Из-за новых вспышек коронавируса перспективы международного туризма всё еще туманны. Зато у россиян появляются дополнительные стимулы к тому, чтобы путешествовать по собственной стране и открывать для себя такие ее уголки, которые обычно остаются вне поля зрения даже бывалых туристов.
Подобные путешествия сулят новый опыт, новые знания и впечатления — главное, ради чего и стоит время от времени собирать чемодан, расставаясь с привычным бытом. На сей раз «Известия» в рамках проекта «Медиаразвездка», организованного сервисом Туту.ру, отправились в Югру и выяснили, чем она может привлечь гостей.
От Москвы до некоторых крупных городов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, где есть аэропорты, чуть больше трех часов лету. Но едва сходишь с трапа, как понимаешь, что ты оказался в каком-то совершенно другом пространстве — временном, культурном, социальном. Вроде бы всё то же самое, но нет.
Здесь совершенно другой ритм жизни — спокойный и размеренный, даже в городах, не говоря уж о деревнях и селах. Местные жители никогда никуда не спешат, но при этом никогда никуда не опаздывают. И вообще удивительно пунктуальны. Словом, идеальное состояние, почти незнакомое жителю современного мегаполиса.
На улицах Когалыма
Здесь большие расстояния и мало людей, хорошие дороги с редкими машинами и нефтяные скважины, издали больше похожие на специально обустроенные зоны для пикника. Темные озера и топкие болота незаметно сменяются стройными сосновыми лесами и потом снова озерами. Неизменным остается только одно — неистребимая мошкара, кажется, сумевшая адаптироваться ко всем мыслимым репеллентам на свете. Если у вас по недосмотру останется открытым кусочек кожи, не сомневайтесь, он будет обнаружен этими крохотными созданиями и атакован с первобытной яростью.
Памятник комару
Сургут, Когалым, Лангепас, Урай, Нефтеюганск — эти и другие важные центры нефтедобычи большинству россиян известны разве что по названиям. Между тем это чистые, довольно уютные и очень комфортные современные городки, населенные на редкость радушными людьми.
Когалымская жемчужина
И вот, гуляя, например, по тихим бульварам Когалыма, вдруг обнаруживаешь здесь филиал Малого театра, а в просторном торговом центре — сад тропических растений и невероятный океанариум, реально один из лучших в стране.
Вдоль дорог практически повсеместно, иногда на лесной опушке или прямо посреди болот попадаются небольшие, аккуратно отсыпанные песком и огороженные сеткой площадки с разнокалиберными трубами и невысокими постройками. Это так называемые кусты — нефтяные скважины, пучками расходящиеся под землей в разные стороны на глубину больше 2 км. Никаких тебе качалок, как в голливудских фильмах про техасских ковбоев, всё чисто и чинно, совершенно бесшумно и очень технологично. Если не знать, что это такое, никогда не догадаешься.
Нефтяной куст
К забору подходить не возбраняется, так что при желании можно всё рассмотреть, хоть и на расстоянии в сотню метров. Но и внутрь попасть тоже вполне реально — для этого необходимо заранее договориться о визите через местную турфирму, которая предлагает такие услуги. Понадобится паспорт и как минимум ПЦР-тест. Зато можно будет увидеть, как прямо из скважины отбирают пробу того самого черного золота.
В настоящий момент промышленный туризм в регионе практически неразвит, но в ближайшем будущем он вполне может стать одной из точек роста. Наверняка найдется немало людей, которые захотят своими глазами увидеть, как добывают и перерабатывают нефть.
На заметку. Тем, кто интересуется историей и технологией освоения югорских недр, непременно стоит заглянуть в Музей геологии, нефти и газа в Ханты-Мансийске, где собрана исключительно качественная и обстоятельно подобранная тематическая экспозиция. Помимо прочего, здесь можно потрогать настоящий метеорит и пощупать, просунув руку в специальный резиновый рукав, нефть.
История большинства ханты-мансийских городов совсем короткая и начинается, по сути, со второй половины прошлого века — вместе с открытием в регионе огромных нефтяных полей. Однако даже те города, что были основаны раньше, до эпохи большой нефти, почти не сохранили следов прежнего облика. Но то, что уцелело, окружено трогательной заботой. Так, в Сургуте — одном из старейших городов Югры — есть только одно историческое здание — дом купца Клепикова конца XIX в. Сегодня в нем расположился музей купеческого быта.
Интерьер дома купца Клепикова
Впрочем, некоторое представление об историческом облике города получить можно. В центральной части, на набережной реки Саймы действует историко-этнографический комплекс «Старый Сургут», где собрано 14 деревянных домов XIX–XX веков, воссозданных по чертежам и фотографиям. В каждом здании небольшая тематическая экспозиция, посвященная разным аспектам истории города и края.
Музей под открытым небом «Торум Маа»
В Ханты-Мансийске — нынешняя региональная столица получила статус города только в 1950 году — по понятным причинам такого не найти. Тем трепетнее здесь относятся к истории более древней. В Музее природы и человека собрана отличная коллекция ископаемой фауны и флоры, включая единственный в мире цельный скелет степного слона. А в музее под открытым небом «Торум Маа» представлено, пожалуй, лучшее собрание жилищ и предметов быта народа ханты: чумы из вываренной в рыбном бульоне бересты, зимние и летние деревянные дома, священные, охотничьи и продуктовые лабазы, лодки, традиционные рыболовные снасти, уличные печи, звериные ловушки, одежда, оружие, посуда, украшения, наконец, святилище. Оно, к слову, действующее — на растущей Луне здесь регулярно проводятся обряды, ведь ханты и по сей день остаются язычниками, просто они не очень это афишируют.
Часть народа ханты — несколько десятков семей — всё еще обитает на отдаленных стойбищах, где, несмотря на некоторые блага современной цивилизации в виде транспорта, бензинового генератора, сотовых телефонов и книг, ведет очень традиционный образ жизни. Некоторые поселения доступны для туристов и определенно заслуживают того, чтобы до них добраться. Прелесть их в том, что это не специально созданные туристические объекты, а реальное пространство для жизни реальных людей.
На заметку. О визите нужно договариваться заранее, поскольку сами стойбища зачастую находятся на землях, арендованных у ханты нефтедобывающими компаниями и потому охраняемых. А учитывая расстояния, которые приходится преодолевать в том числе по бездорожью, на визит имеет смысл выделить целый день.
В гостях у Кантеровых
Под Сургутом в лесной глуши, на правом берегу реки Пим расположилось стойбище Кантеровых. Эту семью, открытую, уютную и невероятно гостеприимную, хорошо знают в Югре и за ее пределами. Ее глава — Валерий Яковлевич, охотник, собиратель и рыболов, человек очень харизматичный, обаятельный и начитанный. Несмотря на то что за спиной у него всего шесть классов, Кантеров легко может поддержать разговор об истории Древнего Египта и цитирует на память стихи русских поэтов, а на подоконнике у него лежит томик сочинений Аристотеля.
Глава семейства Валерий Яковлевич
Валерий покажет, как правильно заготавливать дикоросы, маскировать звериные ловушки, перегораживать протоки и ставить в них плетеные «морды», а еще непременно что-нибудь поймает и тут же на костре пожарит добычу. Его супруга и мать занимаются хозяйством — разделывают охотничью добычу, заготавливают оленьи шкуры, варят незамысловатую похлебку из оленины и муки, пекут хлеб в традиционных глиняных печах. Они охотно пустят в свой дом, где всё предельно просто и… правильно. Потому что для них люди, которые приехали на стойбище из далеких мест, — не туристы, а гости.
В окрестностях Сургута есть еще по крайней мере два места, на которые непременно стоит обратить внимание. Они совершенно разные по своей природе, но одинаково сильные в эмоциональном отношении. Первое — хаски-центр «Югра» с целой сворой отчаянно веселых псов и опытными инструкторами. Зимой здесь катают на санях, а летом устраивают байк-джоринг либо просто длинные пешие прогулки с хаски. Тесное общение с этими животными невероятно заряжает позитивом.
Хаски
Второе — аэродром Боровая, где базируется авиагруппа «Барсов», единственная полностью женская команда в стране. Хрупкие и очаровательные девушки уверенно держат штурвалы ЯКов в своих руках и, ни на секунду не переставая мило улыбаться, за 10–15 минут любого туриста укатают так, что мало не покажется. Напротив пассажира обычно ставят камеру go-pro, чтобы потом тот мог взглянуть на себя со стороны и оценить собственную реакцию в момент, например, захода на мертвую петлю или исполнения еще какой-нибудь обычной пилотажной фигуры. Обычно люди узнают про себя много нового.
Вид на реку Обь с высоты птичьего полета
— Непременно запаситесь плотной одеждой с противомоскитной сеткой и всегда держите под рукой репеллент. В противном случае можно изрядно пострадать от местной мошкары. Места укусов заживают очень долго.
— Практически в любом приличном ресторане вам подадут местные деликатесы — слабосоленого муксуна, нельму, стерлядь, соленые грузди, строганину, оленину в самых разных видах, ягоды. Но за аутентичной кухней нужно отправляться на стойбище, в городах ее, к сожалению, не найти.
— На дороге между Ханты-Мансийском и Сургутом вам не миновать знаменитого вантового моста через Обь. Он заслуживает того, чтобы сделать небольшую остановку и неспешно рассмотреть этот шедевр инженерной мысли. По обеим сторонам моста для этого оборудованы специальные площадки.
— Из Ханты-Мансийска на катере стоит добраться до места слияния двух великих сибирских рек — Иртыша и Оби. Там установлена уникальная плавучая часовня-маяк.
Плавучая часовня в месте слияния Иртыша и Оби
— Югра — настоящий рай для рыбаков. Заняться рыбалкой можно практически везде. Но в деревне Шапша туристов приглашают порыбачить на плоту, а затем на берегу всё это приготовят и организуют отличный пикник.
Рыбацкий плот в Шапше
— Всю необходимую информацию о турах, достопримечательностях и событиях можно найти на единой цифровой туристической платформе VisitUgra.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров