Росавиация изменила правила допуска перевозчиков к выполнению международных рейсов. В СМИ к этому немедленно «приклеили» отказ в выдаче допусков на Турцию некоторым чартерным перевозчикам в приказе от 19 марта. Разбирались, что на самом деле произошло, как теперь будут регламентироваться зарубежные вылеты и что на самом деле может сократить объемы чартерной перевозки в Турцию летом.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) разработало специальный порядок допуска перевозчиков к зарубежным рейсам. В ведомстве его характеризуют как «временный алгоритм».
Согласно этому обновленному своду правил теперь будут приниматься решения о передаче допуска на выполнение международных полетов от одного перевозчика к другому.
Важно понимать, что, с одной стороны, этот порядок не прекращает действие ранее выданных по межправсоглашениям допусков. А с другой, остается отчасти формальной мерой. Допуски – это всего лишь «право» авиакомпании, которым она сможет воспользоваться (или не воспользоваться, что часто и происходит) при возобновлении полетов.
Но главное – это то, что сейчас, на момент острой фазы кризиса авиаперевозок, все равно действуют нормы, согласно которым авиакомпании должны в отдельном порядке согласовывать каждый зарубежный вылет.
«Временный алгоритм разработан в целях повышения транспортной доступности и мобильности населения Российской Федерации, а также для сохранения «воздушных коридоров» между Россией и иностранными государствами в период действия ограничительных мер, введенных иностранными государствами по политическим мотивам», – говорится в сообщении на сайте регулятора.
Этот «временный порядок» будет действовать до принятия решений о снятии ограничений. Правда, на сайте не уточняется, каких именно, а их сейчас намного больше, чем одно.
Система допусков к выполнению международных перелетов теперь будет пересматриваться раз в две недели в зависимости от оперативной обстановки. Для получения разрешения самыми важными критериями Росавиация теперь считает
общее количество самолетов в парке
Ранее регулятор обращал внимания на другие свойства авиакомпаний, отмечают специалисты. Были важны наличие сертификата Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по безопасности, наличие в парке компании и использование отечественного Superjet-100, выполнение рейсов в Дальневосточный федеральный округ, уровень безопасности и регулярность полетов, уровень сервиса.
Временный допуск выдается на 3 месяца с возможностью продления или аннуляции, если перевозчик так и не «освоил» одобренное ему направление.
Согласно новым правилам выдачи допусков на международные рейсы, они теперь просто смогут передаваться от одной авиакомпании у другой более оперативно. Преимущество будет отдаваться тем перевозчикам, у которых есть возможность выполнять полеты без риска ареста или задержки воздушного судна (с сожалением нужно заметить, что таких перевозчиков все меньше и меньше).
С новостью о новых правилах выдачи допусков СМИ и профильные телеграм-каналы немедленно связали выдачу очередных «плановых» допусков Росавиацией в приказе от 19 марта.
Больше всех разрешений получили авиакомпании «Аэрофлот», которая, по словам знакомого с ситуацией источника, и вовсе не собирается в ближайшее летать за рубеж, а также авиакомпания «Россия» – один из самых активных эксплуатантов самолета SSJ-100 в стране.
Еще более «короткие» по времени (не на три месяца, а на две недели) допуски получили другие эксплуатанты минимально подверженной риску ареста за рубежом отечественной авиатехники (SSJ-100).
СМИ немедленно выделили в этом документе из десятков страниц, что разрешений на рейсы в Турцию не получили Smartavia, AZURAir, Utair и Nordwind и сделали на этом обстоятельстве акцент.
Однако это ни в коей мере не означает, что все эти компании не полетят в Турцию летом или в иной период.
«На самом деле это просто хайп. Мы «не получили» в этот раз допуски в Турцию просто потому, что никаких изменений по существующим допускам не запрашивали», – объяснил представитель одного из упомянутых перевозчиков.
Так что никакими радикальными изменениями и без того находящемуся в упадке рынку список допусков от 19 марта не грозит.
Как объясняют специалисты авиакомпаний, при том, что перевозчики получили 19 марта новые разрешений на международные рейсы, все старые допуски и частоты по ним, полученные авиакомпаниями, за ними сохраняются.
Сами чартерные перевозчики в беседах с «Вестником АТОР» позиционируют приказ о новых допусках от 19 марта как «потенциально позитивный».
Позитиву реализоваться на практике мешает, однако, санкционная реальность. Российские авиакомпании столкнулись с острым дефицитом провозных мощностей на международных линиях и испытывают давление одновременно со стороны зарубежных властей, Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), лизингодателей, собственного регулятора и даже… министерства торговли США.
И в этой новой реальности все международные вылеты в любом случае нужно согласовывать непосредственно в Росавиации и сделать это можно только на сутки вперед. Именно поэтому выданные допуски и правила их выдачи, в том числе и на Турцию, именно сейчас не оказывают практически никакого влияния на реальную практику полетов.
Помимо всех прочих ранее известных ограничений, поздним вечером в пятницу российский авиационный рынок столкнулся с еще одним.
Министерство торговли США выпустило и распространяет среди компаний авиационной отрасли по всему миру запрет на любое взаимодействие с определенным списком самолетов в которых есть хотя бы четверть американских компонентов и которые сейчас эксплуатируются российскими перевозчиками. Прямой взаимосвязи с решениями Росавиации это не имеет, но подлило масла в огонь и осложнило работу всем сторонам.
По этой причине в субботу были остановлены все зарубежные вылеты компании AZUR air, которая как раз занималась вывозом российских туристов, застрявших за рубежом.
В новый санкционный список попали 99 самолетов производства концерна Boeing и отдельно взятый бизнес-джет Golfstream-650ER. Несмотря на то, что размещенный на сайте ведомства пресс-релиз в основном содержит констатацию необходимости всестороннего экономического давления на Россию, из него все же можно установить, что любое обслуживание в зарубежных аэропортах упомянутых самолетов запрещается в связи с нарушением ими правил экспортного контроля.
«С 24 февраля 2022 года Бюро промышленности и безопасности (подведомственная Минторгу США структура – прим.ред.) ввело расширенный и строгий контроль связанных с авиацией товаров, поставляемых в Россию, а также новые лицензионные требования для определенных самолетов или частей самолетов», – говорится в сообщении. Что само по себе уже немного удивляет, поскольку русскоязычный мир о «санкциях Boeing» узнал значительно позже, а именно 2 марта. Судя же по сообщению Минторга, 2 марта ранее принятые меры были распространены на Белорусию.
С этой даты, как сказано в документе, «любой самолет, произведенный в Соединенных Штатах или в другой стране, но включающий более 25% американских комплектующих и предназначенный для России подлежит лицензированию».
В эти списки попали:
Эти самолеты, как утверждается, после 2 марта продолжали выполнять международные рейсы.
«Любые действия, предпринятые в отношении любого из перечисленных самолетов, включая, помимо прочего, заправку топливом, техническое обслуживание, ремонт или предоставление запасных частей или услуг, подпадают под действие запретов», – говорится в документе. Теперь все эти действия будут требовать отдельного разрешения.
«Для предоставления любых услуг этим самолетам требуется разрешение. В его отсутствие любой человек, даже если он находится в России, нарушает правила экспортного контроля и рискует быть подвергнутым ответным мерам вплоть до тюремного заключения, а также получить штрафы и лишиться экспортных привилегий», – предупреждает Минторг США
Опрошенные «Вестником АТОР» специалисты, включая представителей попавших под новых санкции перевозчиков и российских авиавластей, пока не берутся квалифицировать или комментировать все последствия этого документа.
Ясно пока одно: перечисленным в нем самолетам стоит воздержаться от осуществления международных рейсов, поскольку согласно документам, власти США собираются предпринимать решительные меры в отношении любого, кто так или иначе с ними соприкоснется.
А это, в частности, может означать, что летние объемы чартерной перевозки в Турцию тех же Nordwind или AZUR air существенно сократятся (несмотря на нейтралитет Турции, эксперты сомневаются, что аэропорты и сервисные компании этой страны захотят оказаться под санкциями США из-за обслуживания самолетов из списка Минторга).
Что будет дальше? С точки зрения практической понятно, что у российской авиации стало еще меньше шансов летать за рубеж. И не понятно, какие еще меры и какая сторона намеревается предпринять в попытке задушить российскую авиационную отрасль.
С точки же зрения теоретической, как сказал один из собеседников издания, «сейчас многое впервые».
Авиационный мир никогда прежде не сталкивался с подобными санкциями, которые, впрочем-то, уже идут в разрез с любыми мыслимыми и немыслимыми нормами международных организаций.
Так, если EASA, например, вводя запреты, апеллировало хотя бы к безопасности, которую проблематично поддерживать без должного контроля в условиях дефицита комплектующих, то Минторг США уже открытым текстом говорит, что это политическое решение, вызванное исключительно желанием полностью перекрыть кислород российской авиации.
А на каждое политическое решение, как известно, может найтись такой же политический ответ. Например, накануне стало известно, что серию встреч в России провел министра туризма Венесуэлы Али Падрон Паредес.
Речь шла, в числе прочего, о расширении полетной программы из России в эту южноамериканскую страну. И, по оценкам специалистов, Венесуэла далеко не единственная страна, власти которой вопреки всем санкциям готовы пользоваться ситуацией и радушно встречать не только российских туристов,но и самолеты.
Екатерина Тропова
Фото: picjumbo.com