Во время недавней выставки архитектуры и дизайна «АРХ Москва» был дан старт двум профессиональным конкурсам, которые пройдут при поддержке правительства Республики Саха (Якутии). Участники одного из них разработают концепцию главной площади Якутска, а второго — постараются раскрыть туристический потенциал Северного полюса холода, Оймякона.
Формат конкурса для подготовки этих проектов был выбран не случайно. По мнению организаторов, он позволит объединить компетенции якутских компаний и опыт российских команд с мировым именем и получить концепции, которые учитывают особенности территорий и культурный контекст региона. При этом, как отметил генеральный директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский, пространства должны работать круглогодично.
В ходе разработки концепций участникам конкурсов, прежде всего, нужно будет учитывать экстремальный климат Якутии: зима длится здесь до 9 месяцев в году, а температура может опускаться до -70 градусов по Цельсию. «Все мы понимаем, что проектирование в условиях экстремального климата отличается от того, к чему привыкли, например, в центральной полосе России, — заявила руководитель Центра компетенций по развитию городской среды Республики Саха (Якутии) «LETO» Мария Скрябина. — И основная роль нашего Центра заключается в том, чтобы поддержать участников конкурса специфическими знаниями об особенностях региона, которые доступны только местным экспертам, реализовавшим проекты на территории республики». Для этого будут созданы коллаборации из местных бюро, знакомых с якутскими экстремальными температурами, и архитекторами из других «климатических зон», которые привнесут новые идеи.
«Невозможно проектировать в таких сложных климатических условиях, не опираясь при этом на местную экспертизу и не используя опыт проектирования на реальных объектах, поэтому в данном случае оба конкурса предполагают коллаборацию, — пояснила главный архитектор Республики Саха (Якутии) Ирина Алексеева. — В случае с конкурсом на площадь Ленина это объединение российских бюро с местными архитекторами, а в случае с Оймяконом — коллаборация между иностранными компаниями и российскими экспертами».
Особый интерес представляет идея создания туристического кластера в Оймяконе. Он известен как один из полюсов холода и входит в список населенных пунктов с самыми тяжелыми условиями жизни. Но именно знаменитые якутские морозы привлекает сюда туристов со всей планеты, в том числе мировых знаменитостей. Например, Оймякон уже посетили голливудские актеры Том Харди и Эван Макгрегор.
«Северный полюс холода Оймякон, наряду с алмазами и мамонтами, является всемирно известным брендом Якутии, — считает генеральный директор Национального туристско-информационного центра «Якутия» Наталья Тюкавкина. — Помимо условий для экстремального туризма, Оймякон дает возможность прикоснуться к аутентичной культуре, предлагает не восстановленные, но сохранившиеся до нашего времени достопримечательности. Это привлекает людей со всего мира».
Инициаторами конкурсов выступил Центр компетенций по вопросам городской среды Республики Саха (Якутии) «LETO», НО «Целевой фонд будущих поколений РС(Я)», а стратегическим партнером и консультантом проектов стало Агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Жюри конкурсов возглавил глава Республики Саха (Якутии) Айсен Николаев. Лучшая концепция площади имени Ленина в Якутске будет представлена в Москве в рамках международного фестиваля «Зодчество» (17-19 октября 2019 года). А победителя конкурса на разработку концепции туристического кластера в Оймяконе объявят в ходе V Восточного экономического форума (4-6 сентября 2019 года).
Фото stroygaz.ru