Российский турпоток в Японию практически восстановился после катастрофического землетрясения 2011 года, вызвавшего его падение практически вдвое по сравнению с 2010 годом. В прошлом году он вырос сразу на 48%, достигнув 50,2 тыс. человек (2011 год – 33,8 тыс.).
С целью туризма въехало 30,3 тыс. наших соотечественников, по вопросам бизнеса – 12,1 тыс. (кстати, бизнесменов-россиян в 2011 году Япония приняла только 9,8 тыс.). И хотя общее число все равно почти на 2,5% меньше показателей ударного 2010 года, в цифровом исчислении разница между ним и 2012 годом составляет всего чуть более 1,2 тыс. человек (2010 год – 51,5 тыс.). Эти данные представил на пресс-конференции, прошедшей в рамках MITT, представитель лондонского филиала Национальной организации по туризму Японии (JNTO) Валентин Шестак, курирующий Россию. Он напомнил, что самым удачным для российско-японских туристических отношений был год 2008, когда Страну восходящего солнца посетили без малого 66,3 тыс. гостей из России. Г-н Шестак отдельно отметил, что, в отличие от нас, главные европейские потребители японского турпродукта – немцы и французы, пока очень далеки от своих же рекордов трехлетней давности.
По словам Валентина Шестака, люди вновь поехали в Японию потому, что ей удалось довольно быстро вернуть себе славу одной из самых безопасных стран мира. «Что создавалось годами, сложно разрушить в одночасье», – философски заметил г-н Шестак, не забывший, однако, упомянуть и о том положительном влиянии, которое оказывает на спрос конкуренция авиаперевозчиков – «Аэрофлота» и S7. Благодаря этому, слетать в Японию из городов Дальнего Востока и вернуться обратно можно примерно за $300. Вообще транспортная составляющая туров в Японию постоянно улучшается – появились прямые рейсы «Трансаэро» из Москвы, начали летать дальневосточные чартеры. Благотворным для туризма стало и падение курса йены по отношению к другим валютам. В частности, если в марте 2012 года рубль стоил 2,4 йены, то в нынешнем марте стоит уже 3,1.
Одной из главных тенденций 2013 года, по мнению Валентина Шестака, можно считать дальнейшее увеличение интереса к Японии, доказательством чему служит резкий рост заявок на период цветения сакуры. Японцы усердно работают над развитием новых направлений внутри страны, удовлетворяя спрос на необычные туры. А на морские круизы в Японию настоящий бум – растет количество и круизных компаний, и портов захода. Чтобы как можно быстрее вернуть туристический поток вспять, Япония разработала новую рекламную кампанию, стартовавшую в середине марта. Проект по развитию въездного туризма, названный Discover the Spirit of Japan, призван расширить знания жителей других стран о красотах Японии, ее удивительных обычаях и уникальных традициях. На сайте JNTO можно скачать и безвозмездно использовать более сотни видеосюжетов о современной жизни островного государства. Там же есть и путеводитель, рассказывающий о городах, регионах, основных туристических аттракционах и развлечениях.
Сделано все с учетом особенностей европейского менталитета. В России JNTO планирует осуществлять регулярную информационную рассылку для СМИ и туркомпаний, а также онлайн обучение последних на своем русскоязычном сайте. Одним из важных направлений отдыха в этом году должен стать остров улыбок, как называют его сами японцы, – Окинава. Не зря же на выставке MITT он был представлен отдельным стендом. В 2011 году префектура Окинава, состоящая из 160 больших и малых островов, приняла 5,5 млн. внутренних и 301,4 тыс. международных туристов. По данным Валентина Шестака, в 2012 году число гостей из-за рубежа выросло на 25%, увеличившись до 376,7 тыс. человек. И больше 6 млн. японцев отдыхали в единственном субтропическом регионе своей страны. Достоинства Окинавы с трудом поддаются перечислению.
Помимо великолепных пляжей, здесь лучшие в мире, как считают сами дайверы, места для погружений. А все потому, что под толщей чистой и прозрачной морской воды живет своей удивительной жизнью огромный коралловый риф. Здесь находится несколько объектов, включенных в список мирового наследия ЮНЕСКО – замки времен королевства Рюкю, королевские сад и мавзолей, священное место Сэфа-Утаки, представляющий собой каменный грот в форме треугольника, куда прежде допускались только женщины-жрицы. Местная кухня способствует долголетию и хорошему здоровью. Окинавцы (они называют себя утинан-тю) – нация долгожителей. Каждый месяц на островах происходит какое-нибудь интересное событие – фестиваль любования сакурой, всемирная выставка орхидей, гонки на лодках-драконах, Большое перетягивание каната, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса. А еще Окинава – это родина каратэ