В Ярославле выставка Айвазовского до 14 апреля из собрания Русского музея

Русский музей открыл культурно-просветительский и выставочный центр «Русский музей - Ярославль» выставкой произведений Ивана Айвазовского, которая продлится до 14 января

13 декабря в Ярославле состоялось открытие культурно-просветительского и выставочного центра «Русский музей-Ярославль». Первым проектом нового центра стала уникальная выставка «Иван Константинович Айвазовский». Русский музей представил в Ярославле 19 важнейших произведений Айвазовского1830-х – 1890-х из своего собрания, 2 произведения входят в коллекцию Ярославского художественного музея.
 
Выставка посвящена 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Она является частью междисциплинарного проекта «Три стихии», получившего поддержку Президентского фонда культурных инициатив, и объединит произведения Айвазовского из собрания Русского музея с музыкой и литературой. Старейший драматический театр им. Фёдора Волкова представит на экспозиции театральные этюды и перформансы.

На торжественной церемонии открытия Губернатор Ярославской области Михаил Евраев и Генеральный директор Русского музея Алла Манилова подписали соглашение о сотрудничестве между Русским музеем и Правительством Ярославской области, которое предполагает масштабное сотрудничество Русского музея и музеев Ярославской области, а также представление культуры и искусства Ярославской области в Русском музее. Также было подписано соглашение с Генеральным директором Ярославского художественного музея Аллой Хатюхиной о развитии деятельности культурно-просветительского и выставочного центра «Русский музей – Ярославль».

«Мы неслучайно открываем сегодня филиал Русского музея в Ярославле. Это новый культурно- просветительский и выставочный центр, музей-спутник. Ярославская область – абсолютный регион-лидер в России по количеству художественных музеев и художественных коллекций. Почти 500 тысяч ценнейших вещей находится в музейной системе Ярославской области. Это даже чуть больше, чем в главной сокровищнице нашего изобразительного искусства – Русском музее. Для нас важно, что кроме самой экспозиции, лучшие искусствоведы Русского музея будут читать лекции, проводить просветительские мастер-классы и занятия с детьми. Мы развернем в филиале системную, комплексную работу, рассчитанную как на профессиональные аудитории – деятелей культуры, так и на самые широкие – ярославских семей и туристов», – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

На выставке в Ярославле представлены 19 работ Айвазовского из коллекции Русского музея, созданных в разные годы более чем шестидесятилетней творческой карьеры живописца. Здесь и самые ранние произведения – «Большой рейд в Кронштадте» (1836) и «Ветряная мельница на берегу моря» (1837) , которые относятся к периоду обучения Айвазовского в Академии художеств. Из нее он ввиду особых успехов был выпущен на два года раньше положенного срока – редчайшее для Академии решение.
Большая часть произведений на выставке относится к 1840-1850 годам, когда Айвазовским были созданы выдающиеся произведения, среди которых «Вид Одессы в лунную ночь» (1846), «Буря» (1851) и другие картины. Особо значимое место на выставке занимает знаменитое полотно Айвазовского на исторический сюжет из жизни первого русского императора «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» (1846). Жители и гости Ярославля увидят картину после комплексной реставрации такой, какой видел ее сам художник и его современники.

На выставке представлено огромное полотно на библейскую тему «Всемирный потоп» (1864), которое сам Айвазовский считал одной из лучших созданных им картин. Тогда же был написан один из многочисленных в творчестве мастера пейзажей его родного Крыма «Вид моря с гор. Крым» (1864). Среди работ Айвазовского позднего периода выделяются «Буря у мыса Айя» (1875), являющаяся частью постоянной экспозиции Михайловского дворца Русского музея, и «Облака над морем. Штиль» (1889).

Последняя по времени создания картина на выставке – «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» (1899). Два гения отечественного искусства познакомились в 1836 году, когда юный Айвазовский еще учился в Академии художеств. На протяжении всей своей долгой творческой жизни Айвазовский вдохновлялся талантом и личностью Пушкина, положительно отозвавшемся о первой выставке художника.

 

***

Иван Айвазовский (1817–1900) – один из величайших русских живописцев XIX века, работы которого являются украшением музейных собраний в России и за рубежом и пользуются постоянным вниманием у зрителей. Его творчество – яркий и своеобразный феномен в истории мировой художественной культуры.

Айвазовский не знал очевидных творческих падений, драматических поворотов судьбы и карьерных потрясений. Он пользовался признанием широкой публики, знатоков и любителей искусства. Его заслуги были отмечены высоким социальным статусом: он достиг чина действительного тайного советника, стал кавалером многих российских орденов, включая орден Святого Александра Невского, и ряда иностранных орденов, был живописцем Главного морского штаба.

Критики порой укоряли мастера за однообразие и самоповторение, но каждая новая выставка убеждала в правоте Ивана Крамского, утверждавшего, что Айвазовский «есть звезда первой величины… и не только у нас, а и в истории искусства вообще». Наиболее важные стороны своего таланта ощущал и сам живописец: «Я полагаю, что те картины, в которых главная сила – свет солнца, луны и проч., а также волны и пена морская, надо считать лучшими». Ярчайшее доказательство чрезвычайной популярности Айвазовского – беспрецедентное количество прижизненных персональных выставок: в России их было 55, а с учетом зарубежных экспозиций – 120. Это позволило живописцу обоснованно заявить: «Мой постоянный труд восторжествовал».

В наследии всех русских живописцев до Айвазовского морской пейзаж был лишь одним из ряда сюжетов, эпизодом. Айвазовский не только был первым русским маринистом, но долгие годы оставался единственным представителем этого пейзажного жанра в России. Все другие художники, создававшие во второй половине XIX века морские виды, либо были его учениками, либо испытывали его влияние.
 
 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 15, 2024 - 19:07

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни».

 

Апрель 10, 2024 - 15:06

Выставку «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в течение четырех месяцев увидели более 250 тысяч человек – это абсолютный рекорд Русского музея по индивидуальному посещению.

 

Апрель 10, 2024 - 09:05

Специалисты мастерской реставрации полихромной скульптуры Государственного музея истории религии приступили к реставрации комплекса из семи уникальных масок буддийской мистерии Цам.

 

Апрель 10, 2024 - 08:27

ГМЗ Петергоф пригласил нас в свои владения в Ораниенбауме, чтобы показать, как дворцы и парки готовятся к открытию туристического сезона.