В связи с усилением со стороны государства мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 2 апреля 2015 года Банк России выпустил методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, в частности, осуществляемых с использованием специальных банковских счетов.
Это привело к тому, что в судебной практике обострился вопрос о признании туроператоров и турагентов платежными агентами или поставщиками и, как следствие, субъектами, обязанными иметь специальный банковский счет.
В своих решениях суды, в том числе Верховный суд Российской Федерации, ориентируется на положения действующего законодательства.
В частности, в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2015 № 307-АД15-12589, указывается на следующие моменты:
«Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – ФЗ № 103-ФЗ) распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Поскольку общество как агент (субагент) оказывает иные услуги, результатом которых является заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты, суды ошибочно сочли его платежным агентом.
Деятельность по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, не регулируется Законом N 103-ФЗ, а, следовательно, в отношении общества не действует предусмотренное частью 14 статьи 4 названного Закона предписание использовать специальный банковский счет».
Таким образом, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – ФЗ № 103-ФЗ) положения настоящего закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения.
Однако, если деятельность юридического лица (в частности, туроператора или турагента) по проведению расчетов с физическими лицами осуществляется по договору с платежным агентом, то есть, не непосредственно, а через посредника, которым часто выступает организация, предоставляющая услуги по приему денежных средств от физических лиц через платежные терминалы, то такое юридическое лицо (туроператор или турагент) признается поставщиком, в рамках ФЗ 103-ФЗ, и, соответственно, обязано:
- использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов;
- использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
- сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.16
В противном случае туроператор или турагент может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, за неисполнение которой предусмотрен штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей.