Ульяновское УФАС признало незаконным название местной турфирмы «Дэйлимедсервис», поскольку та использовала сокращенное наименование своего конкурента – другого местного турагентства «Дэйли».
Юристы отмечают, что защищать твоё фирменное наименование действительно можно, не прибегая к его патентованию. Причем данный случай может стать для туристического рынка катализатором множеству аналогичных дел, ведь в туризме очень много совпадающих либо крайне близких по звучанию или написанию названий.
Как пояснили в антимонопольном ведомстве, в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ООО «Дэйлимедсервис» была внесена в 2015 году, в то время как ООО «Дэйли» в качестве юридического лица было зарегистрировано ещё в 2002 году. «Обе компании осуществляют деятельность на рынке туристических услуг (туристических агентств). Регистрация юридического лица ООО «Дэйлимедсервис» со сходным наименованием ООО «Дэйли» делает затруднительной индивидуализацию данных лиц при участии в гражданском обороте и способно ввести потребителей в заблуждение», - говорится в сообщении Ульяновского УФАС.
На первый взгляд такое решение антимонопольной службы вызывает вопросы, поскольку схожие и даже одинаковые названия у турагентств в России встречаются крайне часто. Однако юристы подчеркивают, что право на наименование юридического лица охраняется действующим законодательством даже патентования торговой марки, поэтому подобные споры между компаниями могут встречаться всё чаще и чаще.
Так, по словам ведущего юриста юридической компании «Байбородин и Партнеры» Вадима Погорелова, в соответствии со ст. 1474 ГК РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».
«Согласно ч. 3 указанной статьи, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица», - поясняет эксперт. Таким образом, по словам г-на Погорелова, любое юридическое лицо обладает правом на защиту своего фирменного наименования, при условии, что фирменное наименования лица, его защищающего, внесено в ЕГРЮЛ ранее, чем наименование «нарушителя». Важно, что для привлечения другой компании к ответственности, необходимо, чтобы оба юридического лица занимались аналогичной деятельностью.
При этом эксперт подчеркивает, что в соответствии со ст. 14.6 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе, незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.
«Подобного рода конфликты совершенно не новы и защита фирменного наименования уже давно практикуется компаниями», - заключил ведущий юрист ЮК «Байбородин и Партнеры».