Юсуповский Дворец представил отреставрированные интерьеры залов, мебель и витражи

Юсуповский Дворец представил отреставрированные интерьеры залов и витражи.

Белоколонный зал открыт после реставрации

Самый большой и торжественный зал Юсуповского дворца ― Банкетный (Белоколонный) зал ― расположен на втором этаже северо-восточной части здания. Во времена Юсуповых Банкетный зал использовался для больших праздников: накрывали столы, звучало музыкальное сопровождение собственного домашнего оркестра, который располагался на западном балконе. По воспоминаниям Феликса Юсупова-младшего  гостей в их доме бывало до 2000 человек.

Интерьер появился в ходе коренной реконструкции дворца  1830-х годов, предпринятой  князьями Юсуповыми сразу после покупки усадьбы.  Работы выполнялись по проекту видного петербургского  мастера классицизма А.А. Михайлова-второго (1773-1849).  Зодчий капитально перестроил дворцовое здание, значительно увеличив его в размерах: с восточной стороны появился трехэтажный корпус, на втором этаже которого разместил самый большой зал нового дворца – Банкетный, оформленный  в модном стиле классицизма. По периметру зала архитектор расположил  двадцать четыре  колонны белого  искусственного мрамора с коринфскими капителям. Интерьер декорирован живописными  композициями на античные темы в технике гризайль. Изящная роспись выполнена в те же годы художником  Ф. Торичелли.

В первые годы после национализации в зале размещалась часть владельческой коллекции скульптуры. Позже, после перемещения мраморов в Госфонд, Музфонд, Государственный Эрмитаж и другие музеи, в Банкетном зале дворца проводились публичные мероприятия: лекции, концерты, детские праздники. В конце 1930-х годов интерьер был переоборудован под кинозал. Во время Великой отечественной войны Банкетный зал использовался как помещение госпиталя: здесь стояли больничные койки.

Первые крупные реставрационные работы проводились в зале в 1952 году. Фрагментарные ремонтно-реставрационные работы велись в 1990-е и в начале 2000-х годов.

В ходе реставрации 2015-2016 годов  в первую очередь были выполнены обследование  и  ремонт перекрытий и инженерных сетей. В процессе выполнения работ были отреставрировны  плафонная и настенная роспись, колонны белого искусственного мрамора, лепной декор интерьера, стенам возвращен  историческому цвет. В соответствии с историческими документами   были восстановлены подоконники натурального белого мрамора, радиаторные золоченые  решеткии.  Кроме того, интерьер вновь стало украшать зеркало, воссозданное в исторических размерах, и ограждающая его балюстрада с хрустальными балясинами. Работы были выполнены в соответствии с «Адресной программой реставрации памятников» КГИОП силами  фирмы ЗАО «Петрос»,  в 2013-2015 годах производившей  работы по реставрации Мавританской гостиной Юсуповского дворца.

Сегодня двери Белоколонного зала вновь распахнуты для гостей, зал сияет первоначальной чистотой и красотой. Гости Юсуповского дворца на Мойке могут увидеть этот изумительный зал во всех экскурсиях по парадным залам.

В Домовой церкви Юсуповского дворца восстановлен витраж, украшающий северную стену

В 1878 году архитектор В.А. Кенель был привлечен князем Н.Б. Юсуповым-младшим для постройки домовой церкви дворца на набережной Мойки, 94, а также для перестройки жилых покоев дочери-княжны Зинаиды Николаевны и работ на усадьбе. Церковь была спроектирована в модном тогда византийском стиле.

В церкви проходили все значимые события семьи князей Юсуповых: 4-го апреля 1882 года здесь венчались княжна Зинаида Николаевна Юсупова и граф Феликс Феликсович Сумароков – Эльстон. Пять лет спустя здесь же крестили их сына Феликса. В 1915 году на крещении дочери Феликса Юсупова – Ирины, присутствовал император Николай II вместе с матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

Домовая церковь в Юсуповском дворце на Мойке действовала до 1917 года, в течение еще семи лет в ней сохранялись прежняя церковная обстановка. В 1926 году церковь прекратила свое существование, в 1930-х годах помещение было полностью перестроено и превращено в лекционный зал.

Масштабные реставрационные работы начались в 2005 году и продолжались 10 лет. За эти годы сотрудникам Юсуповского дворца и реставраторам удалось восстановить архитектурный облик церкви и иконостас, завершить устройство притвора Церкви с дубовой лестницей.

Воссоздание интерьера домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы ― один из самых амбиционных и крупномасштабных проектов Юсуповского Дворца за последние годы.

В декабре 2014 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в домовом храме Покрова Пресвятой Богородицы, правящий архиерей совершил чин малого освящения храма.

В 2015 году при поддержке ЗАО «Строительный Трест» были завершены работы по воссозданию живописных росписей в интерьере Домовой церкви. Работа была осложнена практически полным отсутствием архивных материалов. На основании скудных исторических материалов сотрудниками Юосуповского дворца совместно с реставраторами был разработан проект живописной отделки. В соответствии с канонами православной церкви внутри купольного пространства появились изображения двенадцати апостолов, а ниже - четыре евангелиста. Восстановлена живопись Заалтарного пространства. Полихромная роспись стен выполнена на основе небольших исторических фрагментов, найденных при расчистках.

В 2017 году в Домовой церкви восстановлен витраж, украшающий северную стену.

В настоящее время в церкви Покрова Пресвятой Богородицы проходят богослужения, которые могут посетить все желающие​.

ГЛАДИЛЬНАЯ КОМНАТА КНЯЗЕЙ ЮСУПОВЫХ ОТКРЫЛАСЬ ДЛЯ ПРОСМОТРА

В княжеском доме Юсуповых были не только парадные и жилые интерьеры. В нем были и такие, которые принято считать второстепенными, вспомогательными, призванными обеспечивать наибольший комфорт проживания своих хозяев: кухни, официантские, гладильни, бельевые и другие. Одно из таких помещений ― гладильная комната над Гобеленовой гостиной, которая сохранилась во дворце почти в первозданном виде. Конечно, в послереволюционные сто лет ее использовали как склад, хранилище ненужных в повседневности вещей, но ремонта в ней никогда не было, оборудование оставалось на своих первоначальных местах. Весной 2015 года был начат реставрационный ремонт помещения бельевой кладовой. Сложные реставрационные работы включали в себя расчистку помещения, ремонт полов и инженерных сетей, приведение в рабочее состояние оконных заполнений и подлинной латунной фурнитуры.

Одновременно выполнялась работа по реставрации бельевых шкафов. Все сохранившиеся шкафы расставлены в соответствии с исторической планировкой. Полностью реставрационный ремонт бельевой кладовой был закончен осенью 2015 года. В начале марта в помещении откроется экспозиция, отражающая историческое бытование кладовой и открытый фонд хранения бронзовых предметов и деталей декоративно-прикладного искусства. Экспозицию составляют бытовые предметы XIX века: старинные утюги, щипцы для завивки волос, растяжка для перчаток и другие предметы старины.

Дубовая столовая

После реконструкции 1890-х годов, произведенной по заданию Юсуповых архитектором А.А. Степановым, на месте Зимнего сада появился новый интерьер: теперь это была, в духе времени, столовая. Хозяин особняка на Мойке – князь Ф.Ф. Юсупов, супруг красавицы Зинаиды Николаевны, имел особое пристрастие к столовым залам: любил иметь их в большом количестве, чтобы по настроению (или, как вспоминал потом его сын Феликс, ― по прихоти) менять каждый день.

Отделка новой столовой была задумана в колорите  благородного мореного дуба, с использованием элементов основательного и роскошного Ренессанса. Помня, вероятно, об особой симпатии князя Феликса к итальянской разновидности этого «большого стиля», архитектор подобрал декоративные детали, относящие посетителя в Венецию 16 века. 

Потолок был оформлен богато украшенными резными кессонами. Нижняя часть стен закрыта гладкими деревянными филенками с профилированной обноской. Выше ― пилястры мореного дуба с резным орнаментом. Плоскости стенных простенков были укрыты тканью с золотыми и серебряными нитями, благородно мерцавшими при свете новомодной электрической люстры.

Отделка нового интерьера совпала со знаменательным событием в семье Юсуповых: соизволением императора к княжескому титулованию Юсуповых был добавлен графский -  Сумароковых, по  фамилии Феликса Феликсовича. Одновременно княжеский герб Юсуповых был обогащен и графским геральдическим элементом – четырьмя розами на скрещенных шпагах. Поэтому в падугах на консолях, завершающих пилястры, были помещены фрагменты герба кн. Юсуповых, гр. Сумароковых-Эльстон. Гордостью интерьера стала деревянная люстра: она изначально была заряжена под электричество, это была первая люстра в доме, сразу означавшая торжество технического прогресса.

В предвоенные годы и в период Великой отечественной войны Дубовая столовая не понесла значительного ущерба, повреждения и утраты ее отделки были сравнительно небольшими.     Значительный ущерб дубовому резному декору интерьера был нанесен последствиями пожара, произошедшего во Дворце в 1986 году. Во время сильного задымления дворцовых интерьеров сажистые наслоения плотным слоем накрыли  дубовую резьбу и создали на поверхности защитного лакового слоя черную пленку. К 2010-ым годам вопрос  реставрации Дубовой столовой стал весьма актуальным.

       В августе 2017 года завершилась реставрация Дубовой столовой, одного из самых красивых залов Юсуповского дворца. В процессе выполнения работ был отреставрирован дубовый резной декор, кроме того, мастерам удалось практически полностью снять наслоения сажи после пожара 1986 года и выявить удивительную фактуру дубовой резьбы. На люстре, выполненной из дуба, реставраторы нашли множество дефектов и утрат и восполнили их искусно вырезанными элементами из древесины дуба. Этот предмет уникален еще и тем, что это первая электрическая люстра в Юсуповском дворце. Скрупулёзная работа реставраторов позволила вернуть первоначальный вид и паркетному полу, набранному из семи ценных пород дерева. Сохранившиеся фрагменты исторических шелковых штофов с серебристым узором и геральдическими лилиями были расчищены в мастерских, укрыты тончайшим газовым шелком и возвращены в интерьер. На тех простенках, где не сохранились исторические штофы, они были заменены материалом, изготовленным по историческому образцу. Для воссоздания утраченных  подоконных досок был подобран уникальный узорчатый черный мрамор по историческому аналогу.

МАВРИТАНСКАЯ ГОСТИНАЯ: ДЫХАНИЕ ВОСТОКА В ДОМЕ НА МОЙКЕ

Мавританская гостиная открыта после длительной реставрации в Юсуповском дворце на Мойке.

«Восточная» гостиная первоначально была оформлена по проекту известного зодчего И. Монигетти в 1860-х гг. Позже, в конце XIX века, гостиная была перестроена по проекту архитектора А.А. Степанова и получила название Мавританская.  Этот интерьер является подобием «божественной Альгамбры» ― шедевра испано-мавританского зодчества Гранады XIV века.

В 2007 году в результате подвижки грунтов произошло значительное раскрытие  раннее существовавших мелких трещин и образование новых на стенах, плафоне и мраморных полах интерьера.  После проведения всех необходимых обследований  в 2012 году были выполнены работы по усилению фундаментов Мавританской гостиной, которые  стабилизировали состояния интерьера.

С 2013 года началось проведение работ по реставрации самого интерьера: кессонированного потолочного плафона, декорированных стилизованной живописью стен, выполненных из мрамора колон,  чаши бассейна, стеновых  панелей и полов. Были отреставрированы  облицовки камина из оникса, потолочные фонари, золоченые деревянные ставни.  В процессе выполнения реставрационных работ была обнаружена ранее неизвестная деталь интерьера:  живописные изображения  фамильных гербов князей Юсуповых – графов Сумароковых-Эльстон на западной и восточной стенах гостиной.

Реставрационные работы были завершены в 2015 году,  и теперь изысканный интерьер изумляет  посетителей Дворца своей восточной роскошью.

Мавританскую гостиную можно увидеть в рамках экскурсий по парадным залам первого этажа и во время самостоятельного осмотра с аудиогидом.

В Юсуповском дворце завершена 10-летняя реставрация мебельного гарнитура Домашнего театра

Изящный мебельный гарнитур XIX века работы петербургских мастеров вновь будет восхищать гостей Домашнего театра Юсуповского дворца после 10-летней реставрации. 117 стульев и 8 диванов, изготовленных когда-то специально для домашнего театра князей Юсуповых, возвращены в уникальный интерьер.

Театр Юсуповского дворца был создан по проекту известного петербургского архитектора А.А.Степанова в самом конце 19 века. Он стал более вместительным и современным, а отделка в стилистике рококо превратила этот интерьер в настоящую жемчужину прославленного Дворца. Все в нем – и глубокая сцена, и нарядная княжеская ложа, и живописный плафон высокого потолка создавали образ миниатюрной копии классического итальянского оперного театра. Тогда же, сто лет назад, для обновленного интерьера в известной мастерской Соколова на Лиговском проспекте был заказан комплект театральной мебели с трудоёмкой и дорогостоящей отделкой под «французский лак» и обивкой ценным малиновым шёлковым бархатом.

В постановках домашнего театра блистала талантливая хозяйка Зинаида Николаевна, эта сцена видела многих выдающихся мастеров искусства прошлого - Федора Шаляпина, Полину Виардо, Александра Блока, Сергея Есенина.

Домашний театр радовал своим совершенством десятки лет. Многие тысячи туристов имели удовольствие сидеть на исторической мебели, изначально предназначавшейся для использования в особых случаях. Естественным последствием этого стала необходимость серьёзной реставрации, которая заняла около 10 лет. В настоящее время первоначальная красота этого уникального мебельного гарнитура восстановлена.

Возвращение облика театрального мебельного гарнитура ― лишь часть масштабных реставрационных работ, которые проходят в Юсуповском дворце. Так, в 2016 году после реставрации открыт самый большой интерьер ― Белоколонный (Банкетный) зал. В наступившем 2017 году состоится открытие Дубовой столовой, которая, наконец, получит исторически достоверные стенные штофы – сложного узора ткань с вплетенной серебряной нитью. Еще одно открытие дворца – чудом сохранившийся, уникальный интерьер повседневной жизни княжеского дома – бельевая (гладильная) комната.

В нынешнем сезоне состоится презентация еще одной достопримечательности дворца ― уникального музыкального инструмента оркестриона, который молчал десятки лет.

Юсуповский дворец и театр «Мастерская» начали сотрудничать

Юсуповский дворец и любимый публикой театр «Мастерская» в феврале 2017 года запустили совместный проект. Ряд уникальных спектаклей из репертуара «Мастерской» теперь демонстрируются на сцене роскошного Домашнего театра князей Юсуповых, а также на новой современной театральной площадке Конюшенного флигеля.

Барочные интерьеры домашнего театра Юсуповского дворца как нельзя лучше подходят для классических постановок. Эта сцена помнит таких гениальных мастеров, как Федор Шаляпин, Полина Виардо, Сергей Есенин, Александр Блок. В XXI веке в театре также выступали горячо любимые зрителями артисты, танцовщики и музыканты. Среди них – Дмитрий Хворостовский и Рене Флеминг, Ульяна Лопаткина, Василий Герелло, группа «Машина времени», Владимир Васильев и многие другие.

В то же время дворец располагает и новой площадкой в стиле «лофт» с элементами исторического интерьера XIX века в Конюшенном флигеле, что позволяет показывать и более авангардные спектакли. Многие, кто давно хотел увидеть постановки театра «Мастерская», но никак не мог добраться до театра, теперь могут совместить сразу два удовольствия – побывать в потрясающем дворце князей Юсуповых в самом сердце города и увидеть уникальные спектакли на новой сцене.

Санкт-Петербургский театр «Мастерская» основан в 2010 году и уже завоевал любовь петербургской публики. В труппе театра – выпускники СПбГАТИ, ученики известного режиссёра, заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России, профессора Григория Козлова. Актёров и режиссёров «Мастерской» объединяет общая школа и общие художественные принципы. Внимание к человеку, к его внутреннему миру, к судьбе, к душе, к интересам, надеждам и чаяниям — суть творческого поиска театра.

Совместный проект открыл моноспектакль Елены Ерпылевой «Диалоги по поводу американского джаза». Главную героиню пьесы исполнила Полина Сидихина, молодая известная петербургская актриса, исполнительница более 20 ролей в театре и кино.

На сцене Домашнего театра уже состоялись спектакли «Кроткая», «Иван и Чёрт» по произведениям Ф.М. Достоевского и спектакль «Любовь и Ленин».

Сотрудничество Юсуповского дворца и «Мастерской» позволит зрителям посмотреть любимые спектакли в новой обстановке, а режиссёру и актёрскому составу вдохновиться атмосферой загадочного исторического особняка и по-новому интерпретировать классику. Сегодняшние мастера сценического искусства дадут прочувствовать зрителю свой импульс в великих шедеврах литературы и животрепещущих темах современности.

Фото Theartnewspaper.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.

 

Апрель 17, 2024 - 11:39

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация бюста римского поэта. Исследователи расходятся во мнениях: одни полагают, что это скульптурное изображение Гесиода, другие – Сенеки.

 

Апрель 16, 2024 - 13:47

Военно-медицинский музей открывает выставку «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления».

 

Апрель 15, 2024 - 19:07

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни».