Страсти накалились до предела. Каждый день – новые ужасающие комментарии юристов, пугалки-страшилки коллег себя самих, и друг друга.
В общем – настоящий коллапс в видении своей дальнейшей деятельности.
И таки да, хочется разобраться : что все-таки реально нас ждет с января 2017 года. Еще лучше- разобраться , как организовать безопасную работу своей фирмы в новых ( или нет?) условиях. Ну и совсем немножечко - посмотреть на наш бизнес глазами нового участника рынка, который только выбирает или принимает решение работать в бизнесе, который занимается организацией отдыха и путешествий для потребителя. Ведь наверняка есть такие! Давайте разбираться!
Деятельность Турагентств.
Начинающий бизнесмен должен начать изучать объем деятельности и полномочий этого субъекта туриндустрии ( турагентства) с Национального Стандарта РФ ГОСТ Р 54600-2011 « УСЛУГИ ТУРАГЕНТСТВ». Настоящий стандарт устанавливает общие требования к туристским услугам, оказываемым туристскими агентствами.
Виды услуг турагентов:
- продвижение, бронирование , реализация туристского продукта;
-бронирование , реализация отдельных услуг ( в т.ч. экскурсионных);
-доставка туристских документов, билетов и пр.
-предоставление туристам/экскурсантам необходимой и достоверной информации о турпродукте или отдельных туристских услугах, условиях путешествия, стране (месте) временного пребывания;
-прочие услуги
И далее, на каких основаниях турагентство предоставляет услуги:
- Турагент предоставляет услуги по реализации туристского продукта на основании заключенного в письменной форме договора с туроператором, сформировавшим данный турпродукт.
- Турагент может заключать договоры на реализацию отдельных туристских услуг (размещение, проживание, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание туристов и экскурсантов и др.) с объектами туристской индустрии, с владельцами транспортных средств, транспортными предприятиями и другими организациями, а также субагентские договоры, если это предусмотрено договором с туроператором.
Конечно, это выдержки из стандарта деятельности , но здесь дана полная картина деятельности турагентства по работе с турпродуктом и отдельными услугами.
Отдельные услуги Турагент реализует по договорам с субъектами туриндустрии;
Турпродукт – по договору с туроператором.
Таким образом, взаимоотношения турагента с туроператором возникают по поводу ТУРПРОДУКТА. И по поводу этих взаимоотношений, условий сотрудничества, взаимной ответственности и обязанностей туроператора и турагента необходимо изучить Федеральный закон 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» со всеми введенными и планируемыми ( Федеральный закон № 49-ФЗ) изменениями.
В этом законе достаточно определенно описаны разграничения сфер деятельности в рамках турпродукта как для туроператора, так и для турагентства.
Во-первых и главных (статья 1 ФЗ № 132-ФЗ) – здесь сформулировано понятие ТУРПРОДУКТ –это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену.
Во-вторых, даны описания деятельности туроператора /турагента :
-туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом;
-турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Итак, в отношении турпродукта :
ФОРМУЛА РАБОТЫ ТУРОПЕРАТОРА:
ФОРМИРОВАНИЕ + ПРОДВИЖЕНИЕ + РЕАЛИЗАЦИЯ
ФОРМУЛА РАБОТЫ ТУРАГЕНТА:
ПРОДВИЖЕНИЕ + РЕАЛИЗАЦИЯ
Вопрос: чем отличается деятельности туроператора от турагента ?
На первый взгляд кажется единственным - формированием комплекса услуг. Но даже более важное различие между деятельностью туроператора и турагента - в дальнейшем ПРОДВИЖЕНИИ комплекса услуг( турпродукта). Т.е. кто и для кого делает свою работу.
Очень важно понять, что туроператор производит целенаправленные действия по формированию комплекса услуг за одну цену для дальнейшего продвижения и реализации их через агентскую сеть и/или прямым покупателям. Для формирования общей цены турпродукта у туроператора должны быть основания ( договора с поставщиками услуг разного содержания, обязанностей и ответственностей) . Так же должны быть технические возможности( система бронирования), человеческие ресурсы. Это сложная и трудоемкая деятельность, которая выдает «на-гора» профессиональному рынку готовый турпродукт, за общую цену и для дальнейшего продвижения и реализации. Эта работа не видна и не должна быть видна прямому потребителю, который собственно и оплачивает этот «товар». Для потребителя важны: выгода , безопасность и ответственность за потребительские качества.
Согласно статьи 9 Закона 132-ФЗ, формировать комплекс услуг туроператор может по своему усмотрению или по заданию туриста/ иного заказчика. Т.е используя свои договорные отношения с поставщиками услуг туроператор имеет право формировать индивидуальный тур для туриста или иного заказчика . Например, турагент может забронировать у туроператора отель и авиабилет не из системы продажи туров , а в индивидуальном порядке, «по запросу». Причем билеты могут быть не только на регулярные рейсы, которые имеются во всех авиакассах, но и на организованные туроператором чартерные рейсы. Бронируя и реализуя таким образом отдельные услуги у туроператора , которые приравниваются сейчас к реализации турпродукта, турагент ( в идеале !) может быть уверен в выгодности и финансовой безопасности реализуемого туристу индивидуального турпродукта. Так будет работать в этом случае действующее законодательство.
Туроператору ВЫГОДНО продвижение своего турпродукта или комплекса услуг через турагентства. Он с этой целью и занимается своей туроператорской деятельностью . Турагент – необходимый и главный участник в его «формуле деятельности» от продвижения турпродукта до получения финансового результата. А турагентсва должны быть уверены в своем партнере- поставщике комплекса услуг, как в финансовом обеспечении, так и в качестве предоставляемых услуг.
Если ТУРАГЕНТ , подменяя понятия «турпродукт» и «услуги», по привычке ли, для удобства ли, а то и действительно, чтобы реально ввести в заблуждение туриста/заказчика ( а то ведь «уведут» его злостные туроператоры!), начинает ПРОДВИГАТЬ потенциальному туристу/заказчику собранные у разных поставщиков услуги ( как минимум,отель + авиабилет ), НАЗЫВАЯ это в своих действиях по продвижению услуг «ТУР» - в этом случае турагентство ведет ЗАПРЕЩЕННУЮ законом деятельность, вводя в заблуждение туриста по поводу товара/услуги , который он( турист) приобретает. Этот ,так называемый «турпродукт» ( или попросту «тур» , как его называют обычно менеджеры турагентств) никак не защищен государством, а значит туристу/потребителю может быть нанесен ущерб. Здесь уже речь идет о недостоверной информации. И это недопустимо в работе турагентства, это самое главное , за что он отвечает как перед туристом, так и перед партнерами.
Таким образом, САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМИРОВАТЬ ЗА ОДНУ ЦЕНУ ТУРПРОДУКТ ТУРАГЕНТУ НЕЛЬЗЯ.
Ну, нельзя торговать алкоголем без акцизных марок! Хотя в принципе многие могут «производить» алкогольную продукцию. Так и в нашем бизнесе : нельзя производить турпродукт без внесения в реестр туроператоров.
Если же ТУРАГЕНТ в своих действиях по информированию потенциальных потребителей о имеющихся возможностях для организации путешествия, и их реализации называет «вещи своими именами»: турпродукт ( реализуемый по поручению туроператора ) – турпродуктом, а отдельные услуг – услугами , в этом случае Турагент ведет законную деятельность на рынке по организации путешествий . И для обеспечения безопасности и качества реализуемых туров/услуг у турагента есть для разных случаев свой, законодательно разрешенный договор с пратнерами- поставщиками туров/услуг. И в зависимости от того, какие продукты заказывает потребитель ( тур или отдельные услуги) Турагент оформляет с ним соответствующий действующему законодательству договор ( один из форм договоров по оказанию услуг или договор о реализации турпродукта)
В отношении же реализуемых Турагентом отдельных услуг по организации путешествий для своих клиентов, полный перечень их утверждается руководителем и размещается , например, в Уголке потребителя как «Прейскурант платных услуг» . И конечно, под каждую такую услугу, если только она не интеллектуальная, должен быть в наличии договор с поставщиком услуг, опять же соответствующий действующему в этом виде услуг законодательству.
Как известно , «незнание Законе не освобождает от ответственности», а ответственность за действия ( бездействия) участников рынка в отношении работы с турпродуктом с 01.01.2017г. возросла в разы, очень рекомендую руководителям турфирм не только просто вникнуть в суть вводимых поправок , но и сделать соответствующие выводы о формате и объеме своей дальнейшей деятельности ( работа в качестве туроператора или турагента ).
Питер-Т настоятельно рекомендует перейти на сайт и прочитать дискуссию по теме.