Закон 132–ФЗ: формула смысла. Блог пользователя Наталья Куцевол на STP

Страсти накалились до предела. Каждый день – новые ужасающие комментарии юристов, пугалки-страшилки  коллег  себя самих, и друг друга.

В общем – настоящий  коллапс в видении своей  дальнейшей деятельности.

И таки да, хочется  разобраться : что все-таки реально нас ждет с января 2017 года. Еще лучше- разобраться , как организовать безопасную работу своей фирмы в новых ( или нет?) условиях. Ну и совсем немножечко -  посмотреть на наш бизнес глазами нового участника рынка, который только выбирает или принимает решение работать в   бизнесе, который занимается организацией отдыха и путешествий для  потребителя. Ведь наверняка есть такие! Давайте разбираться!

Деятельность Турагентств.

Начинающий бизнесмен  должен начать изучать объем деятельности и полномочий этого субъекта туриндустрии ( турагентства) с Национального Стандарта РФ ГОСТ Р 54600-2011 « УСЛУГИ ТУРАГЕНТСТВ». Настоящий стандарт устанавливает общие требования к туристским услугам, оказываемым туристскими агентствами.

Виды услуг турагентов:

- продвижение, бронирование , реализация  туристского продукта;

-бронирование , реализация отдельных услуг ( в т.ч. экскурсионных);

-доставка туристских документов, билетов и пр.

-предоставление туристам/экскурсантам необходимой и достоверной информации о   турпродукте или отдельных туристских услугах, условиях путешествия, стране (месте) временного пребывания;

-прочие услуги

И далее,  на каких основаниях турагентство  предоставляет услуги:

- Турагент предоставляет услуги по реализации туристского продукта на основании заключенного в письменной форме договора с туроператором, сформировавшим данный турпродукт.

- Турагент может заключать договоры на реализацию отдельных туристских услуг (размещение, проживание, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание туристов и экскурсантов и др.) с объектами туристской индустрии, с владельцами транспортных средств, транспортными предприятиями и другими организациями, а также субагентские договоры, если это предусмотрено договором с туроператором.

Конечно, это выдержки из стандарта деятельности , но здесь дана полная картина деятельности турагентства по работе с турпродуктом и отдельными услугами.

Отдельные услуги Турагент  реализует по договорам с субъектами туриндустрии;

Турпродукт – по договору с  туроператором.

 Таким образом, взаимоотношения турагента с туроператором возникают по поводу ТУРПРОДУКТА. И по поводу этих взаимоотношений, условий сотрудничества, взаимной ответственности и обязанностей  туроператора и турагента необходимо изучить Федеральный закон 132-ФЗ  «Об основах  туристской деятельности в РФ» со всеми введенными и планируемыми ( Федеральный закон № 49-ФЗ)  изменениями.

 

В этом законе достаточно определенно описаны разграничения сфер деятельности в рамках  турпродукта  как для туроператора, так и  для турагентства.

 Во-первых и главных (статья 1 ФЗ № 132-ФЗ) – здесь сформулировано понятие ТУРПРОДУКТ –это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену.

Во-вторых, даны описания деятельности туроператора /турагента :

-туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом;

-турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

 Итак, в отношении турпродукта :

ФОРМУЛА РАБОТЫ ТУРОПЕРАТОРА:

ФОРМИРОВАНИЕ + ПРОДВИЖЕНИЕ + РЕАЛИЗАЦИЯ

 

 ФОРМУЛА РАБОТЫ ТУРАГЕНТА:

ПРОДВИЖЕНИЕ + РЕАЛИЗАЦИЯ

Вопрос: чем отличается деятельности  туроператора от турагента ?

На первый взгляд кажется  единственным -   формированием  комплекса услуг. Но даже более важное различие между деятельностью туроператора и турагента - в  дальнейшем  ПРОДВИЖЕНИИ  комплекса услуг( турпродукта). Т.е. кто и для кого делает свою работу.

Очень важно понять, что туроператор производит  целенаправленные действия по  формированию  комплекса  услуг  за одну цену для дальнейшего продвижения и  реализации их  через агентскую сеть и/или прямым покупателям.  Для формирования общей цены  турпродукта   у туроператора должны быть  основания ( договора с поставщиками услуг разного содержания, обязанностей и ответственностей) . Так же должны быть технические возможности( система бронирования), человеческие ресурсы. Это сложная и трудоемкая  деятельность, которая выдает «на-гора»  профессиональному  рынку  готовый турпродукт,  за  общую цену и для дальнейшего продвижения и реализации.  Эта работа не видна и не должна быть видна прямому потребителю, который собственно и оплачивает этот «товар». Для потребителя важны: выгода , безопасность и ответственность за  потребительские качества.

 

 Согласно статьи 9 Закона 132-ФЗ,  формировать комплекс услуг туроператор  может  по своему усмотрению или по заданию туриста/ иного заказчика. Т.е используя свои договорные отношения с поставщиками услуг  туроператор имеет право формировать индивидуальный тур для туриста или иного заказчика . Например,  турагент  может забронировать у туроператора отель и авиабилет  не из системы продажи туров , а в индивидуальном порядке, «по запросу». Причем билеты могут быть не только на регулярные рейсы, которые имеются во всех авиакассах, но и на организованные туроператором чартерные рейсы. Бронируя  и реализуя таким образом отдельные услуги у туроператора , которые приравниваются сейчас к реализации турпродукта, турагент ( в идеале !) может быть уверен  в  выгодности и финансовой безопасности  реализуемого туристу индивидуального турпродукта. Так будет работать в этом случае действующее законодательство.

 

Туроператору ВЫГОДНО продвижение своего турпродукта или комплекса услуг через турагентства. Он  с этой целью  и занимается своей туроператорской деятельностью . Турагент – необходимый и главный  участник  в его «формуле деятельности»   от  продвижения турпродукта до получения финансового результата. А  турагентсва  должны быть уверены в своем партнере- поставщике  комплекса  услуг, как в финансовом обеспечении, так и в качестве предоставляемых услуг.

 Если ТУРАГЕНТ , подменяя понятия «турпродукт» и «услуги»,   по привычке ли, для удобства ли, а то и  действительно, чтобы реально ввести в заблуждение туриста/заказчика ( а то ведь «уведут»  его злостные туроператоры!),    начинает ПРОДВИГАТЬ   потенциальному туристу/заказчику  собранные  у разных поставщиков услуги ( как минимум,отель + авиабилет ), НАЗЫВАЯ это в своих  действиях по продвижению  услуг   «ТУР»  -  в этом случае  турагентство  ведет ЗАПРЕЩЕННУЮ  законом  деятельность, вводя в заблуждение туриста по поводу  товара/услуги , который он( турист) приобретает. Этот ,так называемый  «турпродукт» ( или попросту «тур» , как его называют обычно менеджеры турагентств) никак не защищен государством, а значит туристу/потребителю может быть нанесен ущерб. Здесь уже речь идет о недостоверной информации. И это недопустимо в работе турагентства, это самое главное , за что он отвечает как перед туристом, так и перед партнерами.

 

Таким образом, САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМИРОВАТЬ ЗА ОДНУ ЦЕНУ ТУРПРОДУКТ  ТУРАГЕНТУ НЕЛЬЗЯ.

Ну, нельзя торговать алкоголем без акцизных марок! Хотя в принципе многие могут  «производить» алкогольную продукцию. Так и в нашем бизнесе : нельзя производить  турпродукт  без внесения в реестр туроператоров.

 Если же ТУРАГЕНТ в своих действиях  по  информированию потенциальных потребителей  о имеющихся возможностях для организации путешествия, и их реализации называет «вещи своими именами»: турпродукт ( реализуемый по поручению туроператора ) – турпродуктом, а  отдельные услуг – услугами , в этом случае Турагент  ведет законную деятельность на рынке по  организации путешествий . И для обеспечения   безопасности и качества реализуемых  туров/услуг у турагента есть для разных случаев свой, законодательно разрешенный договор с пратнерами- поставщиками  туров/услуг. И в зависимости от того, какие  продукты заказывает потребитель ( тур  или отдельные услуги) Турагент  оформляет с ним соответствующий действующему законодательству договор ( один из форм договоров по оказанию услуг или договор о реализации турпродукта)

 

В отношении же реализуемых  Турагентом отдельных услуг  по организации путешествий для своих клиентов, полный перечень их  утверждается руководителем  и размещается  , например, в Уголке потребителя  как «Прейскурант платных услуг» . И конечно, под каждую такую услугу, если только она не интеллектуальная, должен быть в наличии договор с поставщиком услуг, опять же соответствующий действующему в этом виде услуг законодательству.  

 

 Как известно , «незнание Законе не освобождает от ответственности», а ответственность за действия ( бездействия) участников рынка   в отношении  работы с турпродуктом    с 01.01.2017г. возросла в разы, очень рекомендую руководителям  турфирм   не только просто  вникнуть в суть  вводимых поправок , но и сделать соответствующие выводы о формате и объеме своей дальнейшей деятельности ( работа в качестве туроператора или турагента  ).  

Питер-Т настоятельно рекомендует перейти на сайт и прочитать дискуссию по теме.

 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Ноябрь 7, 2024 - 09:25

Мнение Александра Бурдонова - эксперта по классификации и председателя ОО ЗПП "Курортный Крым" о планах Минэка проводить проверки объектов размещения с 2025 года.

 

Октябрь 24, 2024 - 20:54

Дума подводит итоги летнего турсезона. Прошел «круглый стол» Комитета по туризму с участием представителей профильных департаментов Минэка и региональных министерств и ведомств, отвечающих за развитие туризма, руководителей РСТ, корпорации Туризм.РФ, депутатов Думы и сенаторов.

 

Октябрь 19, 2024 - 13:36

Например, поехать на море вместе с бабушкой или самостоятельно приехать к родителям, которые выехали за рубеж раньше него?

 

Октябрь 19, 2024 - 12:55

По проблемам туризма принимается и редактируется множество нормативов, смежных законов и подзаконных актов, очень много законодательных инициатив, часто неоправданных и поверхностных.