Туризм - разнообразная сфера деятельности. Но действующий закон и новые поправки к нему регулируют только одно направление - формирование, продвижение и реализацию готового турпродукта, который таковым становится, если в его состав входит две составляющих - перевозка и размещение, и продаются они за общую цену. Все остальные туристические услуги, которые могут существовать, предлагаться и покупаться по отдельности, остаются за рамками нашего закона о туризме.
Честно говоря, осознание того, что у нас вовсе даже не отраслевой закон, а очень узкоспециализированный законодательный акт (документ), пришло совсем недавно. Возможно, это было связано с тем, что бОльшую часть деятельности мы были заняты формированием турпродукта, а продажа отдельных услуг была не только не актуальна, но и не востребована. Поэтому мы смотрели на все сквозь призму готовых турпакетов.
Но наступили времена, когда мы ушли с чартерных блоков и продолжили предлагать агентствам и клиентам не только готовый турпродукт, но и отдельные услуги, например, только отель или трансфер, услуги гида или авиабилет.
И скажу сразу (это могут подтвердить агентства, которые работают с нами все эти постблочные годы и покупают отдельные услуги), что мы сразу предупреждаем турагентство, которое заказывает у нас туристиеские услуги без перевозки, что наша фингарантия не действует в данном случае. Мы также предостерегаем турагентства от попыток продавать клиенту и перевозку и размещение одновременно, даже разводя по разным договорам, так как это проверяющие органы могут счесть за формирование турпродукта. А этим заниматься турфирме без фингарантии (и оплаты взноса в Турпомощь) нельзя.
После того, как мы ушли с чартерных блоков в январе 2011 года, каждый год в феврале мы задавали себе вопрос - нужно ли нам оформлять новые фингарантии?
И каждый год мы были во власти стереотипа, что для работы с турагентствами нужно обязательно оформить фингарантию.
И вот 28 февраля 2015 года мы должны были принять решение о новом договоре о страховании своей ответственности.
На этот раз мы даже не стали заморачиваться и пугаться всяких страшилок о том, что ни одна страховая не хочет связываться с туроператорами, а, если кто и хочет, то выставляет нереальные тарифы.
К этому моменту мы абсолютно избавились от стереотипов, страхов о том, как дальше работать, и приняли решение выйти из Единого Федерального реестра туроператоров.
Конечно, сейчас всех, кто не подал заявку на новую фингарантию за 3 месяца до окончания действующей фингарантии, исключат из ЕФРТ, хотя это очень странно - ведь мы оформляли договор со страховой компанией на 1 год, а вот закон у нас такой, что реально получится, что мы оформляем фингарантию на 9 месяцев. А как же еще 3 месяца? Никто не знает.
Но и это нас не пугает, потому что причин, почему мы больше не хотим входить в ЕФРТ много.
Причина № 1. Бессмысленность фингарантий как защитного механизма.
Сложившиеся стереотипы и желание работать правильно заставляли нас заключать со страховыми компаниями договора ответственности туроператора. С 2007 года мы заключили 8 таких договоров, оплатив в страховые компании немалые страховые суммы и ни разу не воспользовавшись этими страховками, потому что мы работаем так, чтобы не банкротиться.
Нам никогда не был понятен механизм фингарантий. Получается, что туроператоры страхуют собственное банкротство, более того, они могут безответственно вести бизнес, все больше и больше погружаясь в проблемы, помня о том, что, "если что, есть фингарантии". Этакая спланированная халатность или преступность?
Бессмысленность же фингарантий была доказана на практике, когда туроператоры брали на себя ответственности, превышающие в несколько раз оплаченные фингарантии, а туристы, в итоге, оказывались абсолютно не защищенными. Я уже молчу про "крутые" страховые компании, которые точно также не рассчитали свои силы, взяв на обслуживание туроператоров, не имея при этом резервов.
Очевидный факт, против которого вряд ли кто-то выступит: СЕГОДНЯ НЕТ НИ ОДНОГО ТУРОПЕРАТОРА, У КОТОРОГО БЫ ФИНГАРАНТИЯ ЯВЛЯЛАСЬ ГАРАНТОМ ЕГО БЛАГОНАДЕЖНОСТИ И СЕРЬЕЗНЫМ КОМПЕНСАЦИОННЫМ ФОНДОМ В СЛУЧАЕ БАНКРОТСТВА. И федеральных туроператоров это касается, прежде всего.
СЕГОДНЯ ФИНГАРАНТИЯ - ЭТО ФОРМАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ТОГО, ЧТО ФИРМА МОЖЕТ ПРОДАВАТЬ ТУРПРОДУКТ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ОДНОВРЕМЕННО И ПЕРЕВОЗКУ, И РАЗМЕЩЕНИЕ.
И об этом - вторая причина.
Причина № 2. Бессмысленность фингарантий для реальной практики
Для чего нужны фингарантии?
Фингарантии нужны для того, чтобы законно формировать турпродукт. По закону, турпродуктом является "комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта".
Когда весь твой бизнес основан именно на таком принципе - фирма берет блоки мест и с их помощью формирует турпродукты (готовые турпакеты) для реализации, то да, нужно действовать в рамках существующего законодательства - вступать в ЕФРТ, чтобы иметь право этот турпродукт формировать.
Но все последние годы на туристическом рынке происходили и происходят существенные изменения. Часть клиентов ушла в свободное плавание и самостоятельно занимается организацией своих путешествий. Некоторые клиенты увлеченно ищут себе авиаперелеты, а за наземным обслуживанием обращаются в турагентства. И вот именно таких заказов у нас большинство. Проанализировав структуру продаж, мы поняли, что процент турпродукта у нас очень мал, преобладает обычное оказание отдельных туристических услуг - бронирование отелей, вилл, трансферов, экскурсий, авиабилетов. И это - результат тех изменений, о которых я написала выше.
Этот процент мог быть выше, если бы не еще один стереотип, который распространен теперь уже среди турагентов.
Здесь очень кстати вспоминается банкротство нашего местного туроператора в конце прошлого года.
Можно какие угодно искать причины - падение рубля, остановки продаж и т.п. - все это полная ерунда. Эти обстоятельства только ускорили процесс, но сейчас я хочу обратить внимание не на это.
Как я писала выше, оформление фингарантий было необходимо, чтобы формировать турпродукт, предлагать его клиентам и турагентствам. Если не хотят полный турпродукт, могут покупать отдельные услуги.
И вот тут произошло следующее:
Представьте себе - работает на рынке 2 туроператора. Оба, как положено, оформили фингарантии.
Туроператор № 1 изо всех сил, несмотря на жесткую конкуренцию и сумасшедший демпинг, продолжает бороться с федералами, берет блоки, страшно "горит", участвует в выставочных мероприятиях, проводит семинары, инфо-туры, вкладывается в современные технологии (вопрос, сколько сгорало денег на непроданных местах, и были ли на всякие маркетинговые ходы деньги, оставим открытым).
Для региональных турагентств - это был настоящий туроператор, потому что он брал блоки. Но, когда случилось банкротство, оказалось, что многие бронировали у него не пакетные туры (ради которых оформлялась финагарнтия и приносились такие жертвы!), а только наземное обслуживание (на которое фингарантия не распространяется и необязательна).
Я задавала вопрос, почему агентства не бронировали пакетные туры (или бронировали в последнюю очередь) у этого туроператора, ведь ему важнее всего было закрывать именно блоки. Ответ был простой: у федералов выгоднее и дешевле.
Никто из агентств не задумывался о том, каким на самом деле может быть финансовое состояние туроператора, поэтому ему отдавали "наземных" туристов. И, когда задавали вопрос, куда же делись деньги с "наземки", ведь агентства все платили во время и заранее, только тогда многие понимали, что этими деньгами латались "горящие дыры" и, может быть (или скорее всего), была попыткка поддерживать жизнедеятельность фирмы. Эта схема работает и в случае турагентств-банкротов.
Туроператор № 2 пошел по другому пути развития: ушел с блоков. Таким образом, перестал нести финансовые риски, предложил агентскому рынку немассовый продукт или, проще говоря, "наземку", но с более широкой географией, чем предлагал ранее.
Туроператор перестал участвовать в выставках, сократил число выездных обучающих семинаров, переключившись на более удобные и эффективные видеосеминары. А тут еще технические проблемы с сайтом и некогда первой системой бронирования и личным кабинетом (агентства уже привыкли к этому), но это уже ненужные здесь подробности.
И случилось то, что случилось: в глазах турагентского рынка туроператор № 2 перестал быть настоящим туроператором, ведь он не брал блоки. Ну а новые турагентства, вообще, не воспринимают фирму, если она не предлагает туры из Новосибирска, а индивидуальные туры для многих просто неинтересная и трудоёмкая тема.
И снова случилось то, что случилось:
Те, кто доверяли настоящему туроператору, столкнулись с его банкротством. "Наземка" не попала под фингарантии, туристы, которые смогли бы все-таки уехать, но так и не уехали, не смогли воспользоваться "Турпомощью", так как они купили не турпродукт, а отдельную услугу.
Те, кто доверяли ненастоящему туроператору, продолжают с ним работать, потому что для банкротства нет предпосылок. "Наземка" и у этого туроператора не подпадает под фингарантии, и туристы также не могут воспользоваться "Турпомощью".
Получилась следующая печальная картина:
Туроператор № 1 напрасно оформлял фингарантии, потому что турпакеты, которые он брал на жестких блоках, турагентства не продавали или продавали очень мало, так как цены федералов были более выгодными. Туроператор "горел" на блоках. А "наземка", которую заказывали турагенты, не помогала выживать в суровой конкуренции. И снова ненужная жертва - для "наземки" фингарантии не нужны.
Туроператор № 2 напрасно оформлял фингарантию, потому что за весь постблочный период оформил очень мало турпакетов, реализовывал, в основном, отдельные услуги без авиабилетов. И надежда на турагентства не оправдалась (помните, я писала про стереотип, что фингарантии нужно оформлять, прежде всего, ради работы с турагентствами). Тоже ненужная жертва.
Вот такая причина № 2. Фингарантии, действительно, оказались бессмыслены, исходя из прошедшей практики.
Причина № 3. "Турпомощь"
С 2013 года стало недостаточным заключить договор со страховой компанией. Был придуман чудовищный институт под названием "Турпомощь", куда за два года улетело в трубу 220 000 наших рублей (по 100 000 руб - ежегодный взнос + по 10 000 руб - административные расходы).
Точнее, мы знаем, куда они улетели - на спасение туристов обанкротившихся туроператоров. Причем, денег там уже так мало (были попытки собрать деньги за 2015 год в середине 2014!), что сценарий прошлого года уже не повторится, когда хватило вывезти всех туристов. Собрать столько же денег "Турпомощи" вряд ли удастся, особенно с новыми поправками.
И, если необходимость фингарантии еще как-то можно было объяснить, то "Турпомощь" мне напомнила рэкет, когда ты законно занимаешься своим делом, но вдруг пришла некая "крыша", которая сказала: "Плати, иначе заниматься своим делом не будешь".
Зачем нам скидываться в какой-то общий котел, если мы не участвуем в чартерах, не горим на непроданных блоках, всегда платим за туристов до их отправления в тур, даже могу сказать точнее - в течение 1-2 дня с момента поступления денег от туристов или агентств (четко усвоили урок дефолта 1998 года)? Другими словами, мы не несем самых страшных финансовых рисков и исполняем обязательства перед партнерами и клиентами немедленно. Мы не платим чужими деньгами за чужие туры.
Да, крупный оператор так не может, у него другие финансовые схемы, а мы можем! И поэтому у нас не может возникнуть ситуация в принципе, когда может понадобиться обращение наших туристов в "Турпомощь". Тогда зачем она нам?
Вторую половину прошлого лета и начало осени мы были свидетелями того, как таял фонд "Турпомощи". И это было неприятное чувство того, "как здорово нами попользовались", мягко говоря.
Из трех причин, возможно, именно третья - самый серьезный аргумент.
В новых поправках к закону ничего не изменилось, а приняло еще более абсурдные формы. Играть по этим правилам мы больше не будем.
Мы, однозначно, с известного нам момента, совершенно напрасно оформляли фингарантии и потом еще и платили в "Турпомощь". Это - на ветер выброшенные деньги.
Можно ли работать дальше? Мы изучали этот вопрос.
Можно, если действовать в рамках нашего законодательства (есть соответствующие статьи в ГК РФ, наконец, никто не отменил Закон о защите прав потребителей).
Я уже писала в самом начале, но снова повторюсь: закон регулирует только деятельность по формированию турпродукта. За бортом оказались все туристы, которые покупают неполный турпакет.
И очень жаль, что никто из законодателей и участников рынка не думает о том, что нужно регулировать и оказание отдельных туристических услуг, потому что игнорировать их нельзя - они есть и становятся все более популярными. А проблем с их оказанием может быть не меньше, чем при продаже турпродукта.
Регулировать это нужно, прежде всего, для того, чтобы ЗАЩИТИТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ.
И защита эта есть - ее все знают, абсолютно все за нее.
Это - персональное страхование турпродукта или отдельной услуги.
Страховые компании готовы работать с этим видом страхования, но при условии, что страховой взнос будет 10-15%.
Ну да, пусть будет так. В конце концов, процент может быть ниже, если ввести франшизу (невозвратную сумму) или позволить туристу страховать часть суммы.
Опять берет досада - ведь все же очевидно. Не нужна фингарантия, не нужна "Турпомощь", не нужны никакие фонды пресональной ответственности туроператоров, нужен универсальный механизм, который подойдет для всего - и для турпродукта, и для отдельных туруслуг.
И пусть туроператорами называются те, кто готов организовывать массовые туры, фрахтовать самолеты. И, возможно, да, для этих участников туристического рынка нужно придумать серьезные вступительные правила. И пусть они создают свои точки продаж, которые могут продавать только их туры и, сооветственно, ограничены в своих действиях.
Классическое турагентство должно иметь право продавать классические туристические услуги - бронировать отель, бронировать услуги гида, бронировать авиабилет.
Классическое турагентство должно продавать тур "под ключ" (турпродукт), сформированный туроператором, имеющим на это законное право.
И дожен быть один отраслевой закон, который регулирует разные стороны туристического бизнеса. Но только этот закон нужно придумывать с нуля, а не делать "мертвому припарки".
http://www.sibtourport.ru/blogs/%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0-%D1%82%D0...
Блог пользователя Ольга Тимохина на Сибирском туристическом портале