Система управления туризмом в Китае существенно отличается от аналогичной системы в России. В отличие от нашей страны, в Китае законодательством предусмотрен достаточно серьезный контроль за исполнением утвержденных правил и жесткая форма ответственности за несоблюдением введенных норм, исключающая возможные «лазейки» для недобросовестных участников бизнеса.
Об этом туристической ассоциации «Мир без границ» сообщил заведующий центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Сергей Смирнов.
«В Китае, в отличие от России, очень жесткие подходы к лицензированию гидов и руководителей тургрупп, а также к соблюдению правил посещения туристических объектов. Выход на маршрут или объект с группой гида без аккредитации априори невозможен, также как лидеру тургруппы запрещено отклоняться от программы, указанного в ней маршрута и списка объектов для посещения. За нарушение предусмотрены серьезные штрафные санкции. Они накладываются как на юридических, так и на физических лиц. Кроме того, за несоблюдение правил предусмотрено обязательное лишение аккредитации гида и лицензии компании-нарушителя», - рассказал Сергей Смирнов.
При этом он заметил, что градация денежных штрафов в Ките не совсем обоснована.
«Штрафные санкции очень четко прописаны в Китае в отличие от нашего законодательства. Но там указаны неоднозначные критерии – суммы штрафов за те или иные нарушения могут варьироваться от 5 тыс. до 50 тыс. юаней, и это никак не объясняется в документе. Если мы будем прописывать в нашем законодательстве штрафные санкции, то мы будем делать упор на то, чтобы там были прописаны абсолютно однозначные критерии и цифры», - сообщил Смирнов.
Одним из существенных отличий систем управления туризмом в России и Китае Смирнов назвал наличие в КНР выстроенной жесткой административной системы взаимодействия между органами управления, а также обязательное регулярное проведение туристских исследований по каждому региону с целью получения объективной статистики.
«В свое время мы принимали участие в разработке Росстатом методики подсчета туристических потоков. Но из-за недостатка финансирования она не была завершена, и мы по-прежнему продолжаем считать «на пальцах», получая очень приблизительные общие данные. Например, в Китае, в главных туристических регионах, исследования турпотоков происходят ежеквартально, объем выборки составляет не менее 4 тыс. респондентов. Это нормальные данные, выявляющие основные проблемы и показатели в сфере туризма, а также уровень доходов от туризма на территории той или иной дестинации», - добавил С. Смирнов.
По мнению эксперта, осуществлять контроль туристической деятельности в Китае намного проще, чем в России еще и по той причине, что региональные органы по делам туризма в КНР, как правило, располагают более широкими полномочиями.
Также в Китае очень хорошо развита система национальных стандартов. Например, четко соблюдается допустимая нагрузка на туристские объекты, есть градация разных типов туристических дестинаций (бальнеологический, экологический туризм, сегмент морских путешествий, культурно-познавательный, оздоровительный туризм и др.). Проходит также рейтингование городов Китая по категории «лучший туристский город», чего нет в России.
«Кроме того, в Китае существует обязательная сертификация всех туристических объектов и зон - не только гостиниц, как в России. Объекты могут получать категории от 1А до 5А в зависимости от объема обслуженных посетителей и качества предоставляемых услуг. Самый высокий критерий получают объекты и зоны, в которых насчитывается около 600 тыс. посещений в год – эти объекты представляют качество туризма на мировом уровне и являются примером, на который ориентируются другие туристические зоны в Китае», - рассказал Сергей Смирнов.
Фото: Мир без границ