Законопроект о СРО вызвал неоднозначную реакцию у игроков туррынка

Эксперты разошлись в оценках поправок в закон о туристской деятельности, вводящих механизм саморегулирования для туроператоров и турагентств. Такую тенденцию выявил опрос, проведенный корреспондентом РИА.Туризм. Законопроект, вводящий механизм саморегулирования в туристической деятельности, был внесен в Госдуму во вторник комитетом по вопросам собственности нижней палаты парламента. Инициатором внесения поправок выступил заместитель председателя комитета Антон Беляков. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, за все годы существования туристического рынка в России предпринимаемые попытки его административного регулирования не дали существенных результатов, поскольку не предусматривали ни эффективного контроля за деятельностью участников рынка, ни ответственности за нарушение вводимых требований. Что предлагается В законопроекте предлагается внести в закон "Об основах туристской деятельности в РФ" положения о том, что и туроператорская, и турагентская деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта допускается лишь лицами, являющимися членами соответствующей саморегулируемой организации (СРО). В нем также определены основные цели, функции, права и обязанности СРО туроператоров и турагентов в соответствии с положениями федерального закона "О саморегулируемых организациях" и с учетом специфики деятельности. Число членов СРО, по мнению авторов законопроекта, должно быть не меньше 50, а их взносы в компенсационный фонд, сформированный организацией, должны составлять не менее 100 тысяч рублей с каждого члена. Притом участие в СРО не отменяет необходимости каждой компании иметь предусмотренное действующим законодательством финансовое обеспечение. Реестр членов СРО туроператоров должен представлять собой информационный ресурс, содержащий систематизированную информацию о её действующих и бывших членах. Законопроект предлагает ввести требование к членам СРО об обязательном оперативном уведомлении своей организации обо всех изменениях информации, содержащейся в реестре, включая и сведения о превышении размера денежных обязательств по заключенным договорам о реализации турпродукта по отношению к установленному размеру финансового обеспечения. В соответствии с законопроектом предусматривается барьер для членства в СРО юридических лиц, в составе исполнительных органов управления или в составе учредителей (участников) которых находятся лица, бывшие ранее руководителями обанкротившихся туроператоров, то есть фактический запрет на профессию. Предусматривается также возможность появления национального объединения саморегулируемых организаций туроператоров. Что дают СРО Авторы законопроекта считают, что предлагаемые изменения позволят профессиональному сообществу туроператоров разрабатывать стандарты деятельности, устанавливать для своих членов четкие и прозрачные правила поведения на рынке, контролировать их исполнение участниками, вырабатывать критерии определения надежности игроков рынка и пресекать демпинговые войны, поскольку у СРО по определению более тесная обратная связь с рынком, а потому и больше возможностей для оперативного реагирования. "Через систему саморегулирования участники рынка получают легальные возможности влиять на нормотворчество в своей сфере деятельности, а государство снижает свои расходы на регулирование. Снижение бюджетных затрат в первую очередь связано с тем, что законопроектом, в соответствии с общими принципами саморегулирования, предлагается замена существующей государственной функции по ведению реестра туроператоров функцией по ведению реестра членов СРО", - говорится в пояснительной записке к документу. АТОР - за "Я полностью поддерживаю авторов законопроекта. Государство менее эффективно в деле регулирования рынка, чем бизнес, мы лучше с этим разберемся. Каждая СРО сможет сама выработать стандарты ведения бизнеса, вводить размер компенсационного фонда - у одного это будет 100 тысяч рублей, а у другого миллион. Саморегулируемые организации должны конкурировать друг с другом", - считает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. Напомним, что АТОР еще в 2011 году заявила о готовности стать саморегулируемой организацией, так как объединяет около 50 схожих по виду деятельности туроператорских компаний. "Мы изначально готовили документы под СРО и уже сейчас можем подавать документы на ее создание. Но мы не будем это делать, пока членство в СРО является добровольным, потому что это означает нагрузить своих членов дополнительными обязательствами. Кроме того, не все туроператоры-члены АТОР захотят обнародовать финансовые показатели. Если членство в СРО станет обязательным, мы не возьмем компании с плохими финансовыми показателями", - добавил вице-президент АТОР. РСТ - против Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин считает, что вводить саморегулирование на рынке сегодня преждевременно. "Саморегулирование сегодня в России не отработано не только для туризма, но и для всех отраслей. Кто-то думает, что саморегулирование - это когда отрасль сама себя регулирует. А суть-то в разработке государством мер безопасности и контроля и передаче этих функций бизнесу. Но в нашей сфере это не отработано, как мы видим по потребительским конфликтам", - заявил он. По мнению Барзыкина, нужно проработать механизм оперативной эвакуации туристов, возмещения за неисполнение договора и другие схемы помощи потребителям, и только потом передать эти инструменты бизнесу. "В противном случае это станет попыткой свалить решение существующих проблем на бизнес-сообщество. К СРО возникает много вопросов: например, от чего отчислять деньги в компенсационные фонды - с прибыли или из других средств. СРО на сегодня не могут применять санкции к своим членам, этот механизм не прописан. Весь этот перечень вопросов должен был проработан. Причем не только по туристической отрасли, но и другим отраслям. Иначе получится, что наряду с общегосударственным администрированием будет еще одна надстройка, то есть субъект хозяйственной деятельности получит еще одно бремя", - уверен эксперт. Барзыкин напомнил, что у компании "Ланта-тур вояж" были великолепные аудиторские заключения, но туроператор в итоге оказался на грани банкротства. Из этой ситуации он сделал вывод, что и внутри СРО будет сложно проконтролировать устойчивость туроператора. "Те, кто вносит такое предложение, должны серьезно к этому подойти - не просто спихнуть на бизнес госфункции. И потом, сколько будет СРО? У нас сегодня в реестре около 4 тысяч туроператоров. Каждая небольшая группа компаний будет создавать СРО под себя. Плюс должен быть госорган, которому надо отчитываться за проведение проверок и планы проверок", - перечислил он. Эксперт также считает, что при взносе в 100 тысяч рублей с одного члена саморегулируемой организации из 50 компаний получившейся суммы компенсационного фонда - 5 миллионов рублей - не хватит для помощи туристам, так как по закону эти средства можно использовать и для вывоза туристов, и для выплат компенсаций тем, кому не хватило финансового обеспечения. Впрочем, в этой связи Владимир Канторович заметил, что ничто не мешает делать взносы больше 100 тысяч и таким образом решать эту проблему. Если не мы, то чиновники Независимый эксперт туристического рынка Эдуард Кузнецов также поддерживает идею введения обязательного членства в СРО для туркомпаний. "Мы отрицаем все регулирование сверху как чиновничий беспредел. Если мы его не хотим - давайте создавать свои правила. СРО на рынке может быть несколько. И в области агентского, и в области операторского бизнеса должны быть такие организации со своими уставами, членскими взносами. Компании смогут выбирать более подходящую по этим показателям. Это сложно, но нужно, чтобы игроки наконец-то предприняли попытку объединиться. Пока кроме двух-трех компаний, которые "дружили против кого-то", никто ни с кем договориться не смог", - подчеркнул он. Речь идет, в частности, о попытках туроператоров договориться о поддержании на определенном уровне объемов перевозки и цен на тех или иных направлениях с тем, чтобы бороться с демпингом. "Некоторые туроператоры говорят, что не хотят платить взносы в компенсационные фонды за коллегу-банкрота. Но ведь платежи страховой компании за страховое покрытие - это то же самое. Ты платишь за кого-то и теряешь деньги. И второй момент: сколько туристов после очередного банкротства перестанут пользоваться услугами туроператоров? Сколько он потеряет на падении спроса? Скупой платит дважды. Кроме того, взносы можно использовать не только в случае банкротства, но и стихийных бедствий для вывоза туристов", - считает эксперт. По мнению Кузнецова, на рынке уже есть прообраз СРО - АТОР. Но он полагает, что одного саморегулирования недостаточно для защиты туристов. Нужно также финансовое обеспечение ответственности туроператоров и страховка каждого тура в размере 2-3% от его стоимости.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Ноябрь 7, 2024 - 09:25

Мнение Александра Бурдонова - эксперта по классификации и председателя ОО ЗПП "Курортный Крым" о планах Минэка проводить проверки объектов размещения с 2025 года.

 

Октябрь 24, 2024 - 20:54

Дума подводит итоги летнего турсезона. Прошел «круглый стол» Комитета по туризму с участием представителей профильных департаментов Минэка и региональных министерств и ведомств, отвечающих за развитие туризма, руководителей РСТ, корпорации Туризм.РФ, депутатов Думы и сенаторов.

 

Октябрь 19, 2024 - 13:36

Например, поехать на море вместе с бабушкой или самостоятельно приехать к родителям, которые выехали за рубеж раньше него?

 

Октябрь 19, 2024 - 12:55

По проблемам туризма принимается и редактируется множество нормативов, смежных законов и подзаконных актов, очень много законодательных инициатив, часто неоправданных и поверхностных.