Законопроект, который обязывает туроператоров заносить сведения о путевках в единую информационную базу электронных путевок и предлагает сделать это обязательным с 1 апреля 2020 года, можно принять только как концепцию. Предложенные сроки введения путевки в действие нереальны, так как до сих пор не решены проблемы с интеграцией системы в турбизнес.
К такому выводу пришли участники круглого стола, организованного комитетом Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи 21 ноября.
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" (в части правового регулирования функционирования единой информационной системы электронных путевок)» был внесен в Госдуму 8 ноября и решением Совета Госдумы включен в примерную программу рассмотрения на середину декабря 2019 года. В случае принятии он должен вступить в силу уже 1 января 2020 года, а стать обязательным для турбизнеса – с 1 апреля 2020 года.
Напомним, в проекте Минэкономразвития речь шла речь о других сроках. Предполагалось, что туроператоры по выезду обязаны будут перейти на электронную путевку в 2021 году, а по внутреннему туризму – с 2022 года.
На вчерашнем круглом столе в Госдуме присутствовали заместитель министра экономического развития Сергей Галкин, глава комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев, его заместитель Сергей Кривоносов, начальник правового управления Ростуризма Арахамия, вице-президент РСТ Ольга Санаева, туроператоры, авторы законопроекта.
Михаил Дегтярев уточнил, что пока законопроект проходит этап обсуждения на различных уровнях, в том числе в отраслевой среде, Через 30 дней он должен быть рассмотрен в первом чтении .
По словам Изо Арахамия, распоряжением правительства единая система электронных путевок в июле 2019 года была передана компании «Национальные туристические технологии». «7 октября этому оператору переданы все коды и ключи от системы», – уточнила г-жа Арахамия.
Тем не менее, как рассказала генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная, с 2017 года туроператоры перестали получать какую-либо информацию о состоянии проекта. Ничего не изменилось и после его передачи новым разработчикам. Скорее всего, по мнению эксперта, система может работать сейчас как инструмент чисто статистический, учетный, а чтобы он снова стал «рабочим», его нужно заново тестировать, иначе серьезных сбоев не избежать. «Электронная путевка, безусловно, нужна. Вопрос в том, насколько сейчас рынок и сама система готовы к работе, – сказала г-жа Подгорная. – Даже для крупных компаний со своим штатом IT это непросто, а для средних и мелких компаний введение электронной путевки может стать серьезной нагрузкой, в том числе финансовой».
Вице-президент РСТ Ольга Санаева согласна с коллегой: «Подавляющее число региональных компаний решительно против, понимая, что для обслуживания новой системы потребуется нанимать дополнительный персонал. Плюс плата за ее использование. Если мы хотим избавиться от регионального турбизнеса, то такой закон вводить надо. Но ни развитию бизнеса, ни росту туризма он способствовать не будет. РСТ занимает отрицательную позицию по этому законопроекту», – сказала она.
Правда, как пояснил замминистра экономического развития Сергей Галкин, ведомство видит риски для средних и мелких компаний и потому обсуждает сейчас вариант предоставления уже готового IT-решения для них, чтобы снять лишнюю финансовую нагрузку.
Участников круглого стола также интересовало, какую функцию, по замыслу инициаторов проекта, электронная путевка должна выполнять – информационную или фискальную. Г-н Галкин уточнил: главная цель – информационная. По его словам, благодаря этой системе бизнес каждого туроператора станет прозрачным, и страховые компании будут предоставлять им финансовые гарантии, достаточные для решения возможных проблем. Соответственно отпадет необходимость в пополнении туроператорами персональных фондов в «Турпомощи», считает Сергей Галкин.
Михаил Дегтярев задавал вопросы о безопасности системы, возможной утечке личных данных, а также о стоимости ее использования туроператорами. Однако ответов не последовало, так как на встречу в Госдуму не пришли представители одного из главных участников процесса – компании «Национальные туристические технологии». И этот факт, по словам г-на Дегтярева, рождает свои вопросы.
В любом случае, предпринимать какие-либо конкретные шаги, не зная, в каком состоянии сейчас система, невозможно. Принимать на этом фоне закон, который требует обязательного использования системы и вводит штрафные санкции, тоже нельзя, резюмировал г-н Дегтярев. Новый закон создаст турбизнесу проблемы, что, в свою очередь, негативно отразится на потребителях. Депутат предложил, как вариант, ввести для путевки тестовый год без ответственности туроператоров.
«Мы поддерживаем концепцию обязательности использования информационной системы "Электронная путевка". Однако сроки ее введения сейчас представляются нереальными и устанавливать их без тестирования нельзя. Подкомитет по туризму законопроект в его нынешнем виде не поддерживает», – сказал Сергей Кривоносов.
Довольно жесткую позицию по этому вопросу занимает президент РСТ Сергей Шпилько. Вот что он сказал в ответ на просьбу RATA-news о комментарии: «Мы, конечно, за цифровизацию документооборота, обеспечение прозрачности бизнеса и защиту прав туристов как потребителей. Но предложенный законопроект иначе как авантюрой назвать трудно. Создание такой технически сложной информационной системы – дело непростое, да еще нужно время на ее тестирование в отраслевом масштабе, доработку, подключение туроператоров.
Не случайно Минэкономразвития предлагает введение электронной путевки в сфере выездного туризма с 2021 года. А авторы законопроекта – с 1 апреля 2020 года. Нового варианта информационной системы турбизнес пока не видел. И если закон будет принят, а система не заработает, турбизнес окажется в неправовом поле и сезон начнется с коллапса.
Полагаете, такое не может случиться? Что же, обратимся к материалам Счетной палаты. По данным проведенной проверки, на разработку электронной путевки из федерального бюджета уже было выделено 500 млн рублей. Но, хотя о готовности системы докладывали еще в 2017 году, она так и не заработала.
Но ключевое в проекте даже не сроки, а то, что функционирование этой системы, направленной на повышение эффективности контроля и надзора, должны оплатить туроператоры, а точнее, туристы, поскольку рост издержек неизбежно отразиться на стоимости турпродукта. И это в дополнение к взносам туроператоров в фонды «Турпомощи», которые и без того у крупных компаний исчисляются сотнями миллионов рублей».
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационным технологиям Сергей Боярский, один из авторов законопроекта, согласился с общими выводами круглого стола. «Разделяю недоумение по поводу отсутствия здесь назначенного оператора системы. Надеюсь, это недоразумение, а не позиция, – сказал он. – Поддерживаю также идею моратория на закон. Законопроект можно принять как концепцию в первом чтении, а ко второму – исправить все, что необходимо. Штурмовщина тут не нужна. Мы тоже не заинтересованы ни в банкротстве туроператоров, ни в скачке цен на отдых».
Светлана Ставцева, RATA-news
Фото: Tourdom.ru