Несмотря на внешне успешное заполнение полётных программ, специалисты красноярского туррынка понимают, что связано это с существенной оптимизацией чартеров: в сравнении с тучными годами, количество рейсов и направлений сократилось втрое.
Понятие «бюджетный отдых» осталось за пределами туров, связанных с авиаперевозками. Изменившиеся принципы формирования турпродукта привели к тому, что в этом сезоне появились абсолютно новые тенденции в работе турагента: знать надо больше, искать упорно, постоянно учитывать риски.
Этим летом красноярский турист лишён мук выбора, карта чартеров скупа: Таиланд, Вьетнам, Кипр, Тунис и Россия. Лидерами продаж являются тайское и вьетнамское направления, всё более уверенно теснимые черноморскими курортами России. «Это первый за время постсоветского туризма год, когда у нас нет прямых рейсов в Турцию, и это перекроило весь поток, – отметила в разговоре с STI Татьяна Драко, директор туристической компании «Гуарана». – Всего четыре направления вылета за рубеж – это ничтожно мало, и такого действительно не было очень давно».
Говоря о новых трендах, эксперты отмечают, что традиционно доступные Таиланд и Вьетнам этим летом избавляются от имиджа «бюджетных». Отсутствие системы «всё включено» и высокий валютный курс привели к тому, что денег в поездку туристу нужно брать в два раза больше, чем раньше. Примерно в таком же соотношении подросла и цена путёвки. Европа окончательно перешла в сегмент индивидуальных путешествий. В начале сезона операторы анонсировали Грецию. Заявленные цены были действительно соблазнительными, но риски, связанные с низким уровнем продаж, и визовые сложности решили судьбу направления. Входящий в Еврозону Кипр пока держится, но, по свидетельству специалистов красноярских турагентств, пользуется меньшим спросом, чем в прошлом году. Турагенты заранее готовят туристов к тому, что рейс могут отменить, получая подобные сообщения: «Добрый день, уважаемые коллеги! Сообщаем вам, что рейс 26.06.2016 Ларнака – Красноярск KAR 1626 LCA-KJA отменён и выполняться не будет. Забронированным туристам предлагаем следующие альтернативы: 1. Перебронировать тур на даты 14.06.2016 – 25.06.2016 с сокращением продолжительности тура (11 ночей) 2. Аннуляция без фактически понесённых расходов».
В этом году особое положение на региональном рынке занял Тунис. Неоднократно «Пегас Туристик» пытался продвинуть направление на сибирском рынке, но оно не выдерживало конкуренции с турецкими пакетами. В итоге Тунис снимали после анонсирования полётной программы или объединяли с другими программами. Однако этим летом Тунис принят на «ура» как раз как замена пляжного турецкого направления с системой «всё включено». И даже теракты сыграли положительную роль в продвижении. «Можно сказать, что МИД спровоцировал появление горящих туров в Тунис. Из-за первоначально возникшей паники ценник упал на 30%, появились привлекательные предложения, и спрос вырос! – констатирует Алёна Чекоданова, генеральный директор туркомпании «Меридиан». – Сейчас туда можно улететь от 70 тысяч на двоих».
Создание полноценных пакетных туров в Сочи и Крым – ещё одна черта наступившего сезона. «Большую роль в развитии внутренних направлений, – считает Алёна Чекоданова, – сыграла вынужденная переориентация на российский отдых мощного сегмента рынка: государственных, муниципальных служащих, работников внутренних органов, прокуратуры». Но и обычный турист ищет варианты, требуя от турагента новых или, скорее, хорошо забытых навыков – широкого знания всех возможных направлений. «Я сегодня делала расчёты (по порядку, как звонили туристы) на визу в Испанию, тур на Алтай, на озеро Туз в Хакасии, вылет в Доминикану, поездку в Америку, языковые курсы в Чехии, отдых в Сочи. Не помню такого разнообразия в другие годы, – поделилась с STI Зульфия Рыжова, менеджер туристической компании «Атлантис». – Можно сказать, что каждый день экзамен сдаю на знание регионов и разных направлений. Ещё одна отличительная черта этого сезона – туристы, за небольшим исключением, предпочитают обращаться в агентства, что сидят в центре в серьёзных офисах и работают не первый год».
Эксперты отмечают главное – характер работы изменился. Нет больше расслабленного «чёса» при бронировании. Обычно в эти даты агенты успевали лишь провожать и встречать гигантский поток отдыхающих в Турции. Сегодня работа турагента стала сложнее, но динамичнее, что, безусловно, сказывается и на уровне развития отрасли в целом.